Волхвы - сквозь века. Обзор лекции.
16 марта 2023 г. на заседании постоянно действующего при РБО Открытого научного семинара по библеистике был заслушан и обсужден доклад доцента Центра религиоведения РГГУ, кандидата культурологии Елены Владимировны Шаповаловой
«Библейский нарратив в изобразительном искусстве».
В основу доклада была положена конкретная проблема: художественная трактовка повествования о Поклонении волхвов (Мф 2:1-12) в европейском изобразительном искусстве: от римских катакомб до мастеров Возрождения.
Елена Владимировна обратила внимание на то, что число волхвов в Первом Евангелии не указывается. Так что в ранней иконографии это число колеблется от двух до четырех. И лишь с кристаллизацией изобразительного канона оно выровнялось до сакрального числа три. Благо, что средневековая мысль так дорожила ветхозаветными прообразованиями повествований Нового завета: трое Ангелов на трапезе у Авраама, трое еврейских отроков в Пещи огненной, назидательные троесловия в Книге Притчей Соломоновых (30:15-23)… Освящение этого числа идеей Пресвятой Троицы также мыслилось самоочевидным.
На становление изобразительного канона также несомненно повлияла и группа библейских эпизодов, связанных с архетипом Священного посещения (Visitatio sacra): эпизод посещения Соломона царицею Савской ; эпизод посещения Девой Марией праведной Елисаветы; посещение Иерусалима эфиопским вельможей…
Устоявшийся же изобразительный канон Поклонения волхвов докладчик относит лишь к IX столетию.
А в ранней иконографии волхвы нередко изображались стоящими фронтально: сказывались идеи тогдашней борьбы против искусства скульптуры как санкции «идолопоклонства». Фронтально стоящие статичные фигуры мыслились как бы колоннами («столпами») мистического Храма веры.
Первоначально волхвы изображались во фригийских колпаках – знаках не только «восточных людей», но и знаках отпущения из рабства на свободу. Позднее главы волхвов стали увенчиваться коронами – знаками царственности; волхвы начинают именоваться «королями» . Эти «роялистские» обертоны праздника Поклонения волхвов (католическое Богоявление) докладчица соотнесла с процессами усиления и возвышения королевской власти на исходе Средних веков .
Однако, как было замечено в ходе дискуссии, для иконографии времён Высокого Средневековья были характерны и демократичные, можно сказать, «народнические» обертоны: иные художники изображали трех Волхвов-«королей» в образах дряхлого старика, прокаженного и негра («мавра»). Так что «короли» мыслились как бы выразителями чаяний les misérables: «отверженной», обездоленной, страдающей части человечества, притекающей ко Христу.
Выступавшие в прениях высоко оценили как самый доклад, так и собранный и показанный Еленой Владимировной уникальный изобразительный материал: рельефы, фрески, мозаику, темперу, масло, а также золоченую резьбу по дереву.
_____________________________
[1] Этот эпизод особенно подробно и любовно трактуется в эфиопской иконографии.
«Библейский нарратив в изобразительном искусстве».
В основу доклада была положена конкретная проблема: художественная трактовка повествования о Поклонении волхвов (Мф 2:1-12) в европейском изобразительном искусстве: от римских катакомб до мастеров Возрождения.
Елена Владимировна обратила внимание на то, что число волхвов в Первом Евангелии не указывается. Так что в ранней иконографии это число колеблется от двух до четырех. И лишь с кристаллизацией изобразительного канона оно выровнялось до сакрального числа три. Благо, что средневековая мысль так дорожила ветхозаветными прообразованиями повествований Нового завета: трое Ангелов на трапезе у Авраама, трое еврейских отроков в Пещи огненной, назидательные троесловия в Книге Притчей Соломоновых (30:15-23)… Освящение этого числа идеей Пресвятой Троицы также мыслилось самоочевидным.
На становление изобразительного канона также несомненно повлияла и группа библейских эпизодов, связанных с архетипом Священного посещения (Visitatio sacra): эпизод посещения Соломона царицею Савской ; эпизод посещения Девой Марией праведной Елисаветы; посещение Иерусалима эфиопским вельможей…
Устоявшийся же изобразительный канон Поклонения волхвов докладчик относит лишь к IX столетию.
А в ранней иконографии волхвы нередко изображались стоящими фронтально: сказывались идеи тогдашней борьбы против искусства скульптуры как санкции «идолопоклонства». Фронтально стоящие статичные фигуры мыслились как бы колоннами («столпами») мистического Храма веры.
Первоначально волхвы изображались во фригийских колпаках – знаках не только «восточных людей», но и знаках отпущения из рабства на свободу. Позднее главы волхвов стали увенчиваться коронами – знаками царственности; волхвы начинают именоваться «королями» . Эти «роялистские» обертоны праздника Поклонения волхвов (католическое Богоявление) докладчица соотнесла с процессами усиления и возвышения королевской власти на исходе Средних веков .
Однако, как было замечено в ходе дискуссии, для иконографии времён Высокого Средневековья были характерны и демократичные, можно сказать, «народнические» обертоны: иные художники изображали трех Волхвов-«королей» в образах дряхлого старика, прокаженного и негра («мавра»). Так что «короли» мыслились как бы выразителями чаяний les misérables: «отверженной», обездоленной, страдающей части человечества, притекающей ко Христу.
Выступавшие в прениях высоко оценили как самый доклад, так и собранный и показанный Еленой Владимировной уникальный изобразительный материал: рельефы, фрески, мозаику, темперу, масло, а также золоченую резьбу по дереву.
_____________________________
[1] Этот эпизод особенно подробно и любовно трактуется в эфиопской иконографии.
[1] Вспомним: 6 января – католический праздник Богоявления, т. е. поклонения Младенцу Христу «трех королей».
[1] См.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков: общая характеристика бюрократического государства и сословного общества «старого порядка» – М.: ГПИБ, 2009.
Е.Б. Рашковский, руководитель Открытого Библиологического семинара,
доктор исторических наук
Новости по разделу
Поделиться:
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий