Вопрос о времени в науке и в Библии
Часть I. Время с точки зрения науки
Существуют два рода взглядов на время:
Сторонники первого из них считают, что оно не относится к какому-то реально существующему измерению, а представляет собой лишь интеллектуальную концепцию, которая позволяет людям прослеживать, сравнивать и упорядочивать события. Такую точку зрения высказывали философы-идеалисты (Августин, Кант, Мах), а в науке – Готтфрид Лейбниц, утверждавший, что физический мир, пространство и время являются субъективными восприятиями и несовершенным чувственным выражением истинного мира неделимых первоэлементов – монад.
Согласно другой точке зрения, наиболее четко выраженной Ньютоном, пространство и время абсолютны, это объективные самостоятельные сущности, которые полностью независимы как друг от друга, так и от материи, расположенной и развивающейся в них. <...> Время бесконечно, течет равномерно и однонаправленно – от прошлого к настоящему и будущему – даже в отсутствие какой-либо материи. Во всей безбрежной Вселенной оно является одним и тем же. Оно гомогенно, идет постоянным ходом во всех точках мира и не зависит от каких бы то ни было физических процессов.
1. Время в теории относительности
При разработке своей теории относительности Эйнштейн пришел к выводу, что материя, пространство и время не могут существовать самостоятельно (абсолютно), а являются всего лишь относительными аспектами единого целого. Например, течение времени, размеры и масса тел зависят от их движения – при субсветовых скоростях время замедляется, размеры уменьшаются, а масса растет. <...> По его мнению, идея пространства и времени не может появиться, если нет материи и если она не развивается и не воспринимается человеком. В этом смысле можно сказать, что если бы не было материи, то не существовали бы и пространство и время. Материя находится в непрерывном движении, которое определяется лишь по отношению к различным точкам отсчета, и поэтому относительно.Можно сказать, что если бы не было материи, то не существовали бы и пространство и время
Теория предсказывает, что время в неподвижной системе и в системе, которая движется равномерно по отношению к наблюдателю, протекает по-разному. Эксперименты, проведенные в последние несколько десятилетий, подтвердили, что нестабильные частицы живут дольше, когда движутся с более высокой скоростью, а при скоростях, близких к скорости света, время их жизни возрастает неограниченно.<...>
2. Путешествие во времени
Время в классической физике Ньютона является как бы стрелой, несущейся равномерно и однонаправленно от прошедшего к настоящему и будущему. В теории Эйнштейна время превращается в реку, которая ускоряет или замедляет свой ход, огибая свои излучины в искривленном пространстве Вселенной. Великий ученый, однако, беспокоился, что в ней могут скрываться тайные водовороты и разветвления, которые могут нарушить ее однонаправленное течение.С точки зрения науки «возвращение в будущее» возможно, и это подтверждалось экспериментально тысячи раз.
В 1992-м году Стивен Хокинг высказал гипотезу о «защищенности хронологии», согласно которой прогулка во времени невозможна, так как нарушает определенные физические принципы. <...> И все же такие защитники хронологии, как Игорь Новиков и Мэтью Виссер, утверждают, что такой закон будет открыт, когда будет разработана «целостная теория квантовой гравитации».
Время в физике Ньютона является стрелой, несущейся от прошедшего к настоящему и будущему. В теории Эйнштейна время превращается в реку, которая ускоряет или замедляет свой ход
3. Другие странности времени
Из-за ограниченной скорости света одно и то же событие для одного наблюдателя может быть в прошлом, для другого – в настоящем, а для третьего – даже в будущем.
<...> Ученые утверждают, что виртуальные частицы[14] движутся «перпендикулярно» к времени, то есть могут менять свое положение, даже если время остановилось. Более того, в квантовой механике причинно-следственные связи невозможно точно установить, а согласно некоторым положениям теории относительности, следствие может опережать причину.
До настоящего момента ни один из столпов современной физики – ни Общая теория относительности, ни квантовая механика, ни даже Теория струн – не в состоянии объяснить существование пространства и времени.
Авторы книги «Высший замысел» не выражают ясного мнения по проблемам происхождения времени и начала Вселенной. Стивен Хокинг и Джим Хартл в одной своей разработке (сделанной еще в 1982-м году и повторенной в «Высшем замысле»), вводят т.н. «виртуальное время», при котором «разница между пространством и временем полностью исчезает». <...> Cогласно их теории, возможно, что пространство-время конечно по протяженности, и при этом Вселенная не имеет начала и конца. <...> он пользуется этим подходом только для того, чтобы дойти в конце концов до вывода:
«Если у Вселенной есть начало, то можно предположить, что у нее есть Создатель. Но если Вселенная совершенно самостоятельна, без границы или предела, то она не имеет ни начала, ни конца: она просто существует. Где же тогда место Создателя?»
4. Возраст Земли, Солнечной системы и Вселенной
Геологи используют несколько основных методов для определения абсолютного возраста скальных пород посредством радиоактивного датирования. В зависимости от способа распада и полученных конечных продуктов эти методы суть: уран-свинцовый; рубидий-стронциевый; калий-аргоновый. Радиоактивный исходный элемент распадается до стабильного конечного продукта, что позволяет создать математическое выражение для вычисления геологического времени. По последним данным вычислено, что Земля существует по меньшей мере 4,54 млрд. лет.
Cравнивая массу и яркость Солнца с такими же характеристиками остальных звезд, можно заключить, что возраст Солнечной системы действительно таков. Богатые кальцием и алюминием включения – старейшие известные компоненты метеоритов, образованных вместе с Солнечной системой – имеют возраст около 4,56 млрд. лет. Это считается действительным возрастом Солнечной системы и одновременно верхней границей возраста Земли.
Часть ІІ. Время в Библии
Есть некоторые вещи, которые Бог сохранил в тайне до момента, когда мы будем способны их понять. Пророку Даниилу было сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4).
Все виды передвижения, известные древним людям, – пешком, на животных (лошади, верблюде, слоне), на колеснице, корабле и т.д. – всегда сопровождались каким-то осязательным сотрясением. Kогда Коперник, а затем и Галилей пришли к пониманию, что Земля вращается вокруг Солнца, не только религиозные лидеры, но и светские ученые объявили это учение несостоятельным.
5. Дни Творения
Мы уже уверились в том, что суть времени с научной точки зрения неизъяснима и непонятна даже для современного человека. Слово «йом» в Библии может означать как обычный день, так и неопределенный период времени. Поэтому в христианских кругах часто спорят о том, в каком из этих смыслов нужно толковать творческие дни из Книги Бытия. Многие богословы и сегодня считают, что это 24-часовые сутки, поскольку в большей части священных текстов этим словом обозначается тот или иной день недели.В первый творческий день был вызван к бытию свет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3). Некоторые предполагают, что этот свет исходил из некоего точечного источника света (который сейчас отсутствует?), и, поскольку Земля вращалась вокруг своей оси, день и ночь сменялись за 24-часовой период. Выражение «был вечер и было утро» предполагает восход и закат. Но если это так, то Бог должен был творить в точно определенном месте земной поверхности, а не созидать всю планету, как это следует из контекста. Поэтому более правдоподобна точка зрения, согласно которой свет, озаривший Землю и небесные просторы в этот день, шел со всех направлений, и, вероятно, остатком его является т.н. космический микроволновый фон (КМФ).
При расширении Вселенной он постепенно ослабевал, и поэтому в четвертый творческий день были созданы Солнце, Луна и звезды, чтобы люди могли отличать день от ночи, а также для «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14).
В начале шестого творческого дня Бог создал животных суши, а затем и Адама «по Своему образу и подобию», который должен был править всем сотворенным, возделывать и хранить Эдемский сад.
«Из Книги Бытия мы узнаем также, что Бог привел животных к Адаму, чтобы он дал им имена (Быт. 2, 19–20). В древнееврейском языке выражение ‟дать имя чему-то” означает «приобрести власть над чем-то», т.е. этот библейский текст указывает на власть человека над природой. Кроме того, согласно еврейскому мышлению, имя данного предмета должно выражать его сущность, его природу. Следовательно, чтобы дать имена животным, нужно было внимательно исследовать их и определить, что они из себя представляют, – задача, требующая подробного наблюдения, описания и классификации».
В дальнейшем человек общался с ними известное время, чтобы убедиться, что ни одно из них не может служить ему подходящим помощником. Затем Бог усыпил его и из его ребра сотворил Еву, которую Адам полюбил. Этим творение было завершено. Все это не могло совершиться в рамках 12 часов светлого времени суток!
О последнем, седьмом творческом дне не сказано, что он закончился (после него не «наступил вечер и утро»), т.е. он должен был быть бесконечным. В таком случае благословенная и освященная Богом «суббота» была тем безгрешным состоянием физического и духовного порядка, гармонии и мира, в котором находился построенный Создателем совершенный мир. Итак, семидневная неделя стала прообразом и примером, которому должны были следовать израильтяне, как об этом говорится в четвертой заповеди:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11).
Из сказанного становится ясно, что земные дни являются отображением «творческих дней», но ни в коем случае нельзя утверждать, что те и другие одинаковы по продолжительности.
6. Как отцы Церкви понимают творческие дни из Книги Бытия
Согласно христианской точке зрения, Бог создает Вселенную ex nihilo, но Сам Он остается вне материи, пространства и времени. Момент возникновения мира является также и началом времени, и в этом смысле Блаженный Августин отмечает: «Бог творил не во времени, а вместе со временем».Вначале был оформлен земной рельеф: по велению Божию мгновенно поднялись континенты, образовались горы, равнины и реки; очертились берега морей и океанов. Таким же образом позднее появляется и живая природа – травы, цветы, деревья, рыбы, птицы и звери, а в конце и человек, как «образ и подобие» невидимого Бога.
Св. Василий Великий делает еще одно исключительно важное замечание: в начале творческого процесса была создана не только природа, но и законы, которыми она управляется. Он учит, что для вод не было естественной необходимости занимать самое низкое место; таков закон нашего мира, но тогда, когда еще не было Божьих велений, не было и никаких законов:
«Почему... то, что свойственно воде по природе, то есть силу стремиться по наклону вниз, Писание приписывает велению Создателя? [...] Если таково свойство воды, то не было нужды повелевать ей собраться в ‟в собрание единое”. [...] На (этот вопрос) мы отвечаем, что нам известны движения воды только после повеления, данного ей Владыкой. Сейчас вода разливается повсюду, стремится к наклонным и углубленным местам, но какую силу она имела раньше, до того, как ей было предписано стремиться к такому движению, ты не знаешь и не можешь узнать ни от какого очевидца».
Согласно Библии, от создания человека (и, соответственно, от грехопадения), но не от возникновения мира (!), до наших дней прошло около десяти (или, самое большее, несколько десятков) тысяч лет.
7. Можно ли согласовать рассказ о Творении мира с наукой
Каждый прямой результат Божьей творческой деятельности необходимо появляется в законченном виде – Солнце, Луна, звезды, растения, животные, Адам и Ева – но выглядит так, как будто имеет долгую историю. То же относится и к многим чудесам Иисуса – вино, появившееся из воды в Кане Галилейской, хлеба, которыми Он накормил несколько тысяч человек, словно прошли через процессы сбора винограда, помола зерна и т.д., вплоть до производства готового продукта.
Если Вселенная была создана за короткое время (или даже мгновенно!), как полагают отцы Церкви, то, очевидно, свет далеких галактик не смог бы дойти до нас, и для того, чтобы объяснить этот феномен, нам пришлось бы сослаться на чудо.
Если бы лучи света двигались с бесконечной скоростью, то мы бы наблюдали все галактики одновременно. А ведь благодаря тому, что скорость света ограничена, мы в состоянии проследить прошлое Вселенной, причем скоро, по всей вероятности, станем свидетелями и самого момента Сотворения!
Как правильно отмечает свт. Василий Великий, при возникновении мироздания законы могли быть иными. В первозданном совершенном мире закон энтропии должен был не порождать хаос и разрушение, а поддерживать порядок и гармонию (или же должен был существовать некий дополнительный закон, уравновешивающий его, т.е. не позволяющий процессов дезорганизации). Если второй принцип термодинамики действительно связан с протеканием времени, то поменявшееся состояние дел после грехопадения (когда творение было подчинено «рабству тления» (ср. Рим. 8, 20–21), должно было привести и к изменению хода физических процессов. Более того, при прегрешении Адама пострадала не только природа Земли, но и – мгновенно – всей Вселенной, вследствие чего мы наблюдаем взрывающиеся звезды, сталкивающиеся галактики и т.д.
Группа ученых установила, что при радиоактивном распаде уран (U238) → гелий (He) + свинец (Pb206), в скальных породах наблюдается слишком много гелия, что говорит о том, что в какой-то момент истории ядерный распад значительно отличался от нынешнего. Ученые пришли к следующему выводу:
«Данные и наш анализ показывают, что за очень короткое время до нас, от около 4 тыс. до около 8 тыс. лет, протек ядерный распад, которому в нормальных условиях потребовалось бы более миллиарда лет»[10].
Другое исследование показало, что в пробах угля и алмазов, датируемых сотнями миллионов и миллиардами лет, находится (С14), что можно объяснить только в том случае, если их действительный возраст – порядка 10 (или, самое большее, нескольких десятков) тысяч лет[11]. Как мы уже говорили, указанные периоды прекрасно согласуются со временем грехопадения.
В последние два десятилетия в ископаемых останках животного происхождения, чей возраст оценивается в десятки миллионов лет, часто находят … мягкие ткани.
Проведенные впоследствии тесты показали, что в кровеносных сосудах содержатся остатки кровяных клеток с сохранившимися следами гемоглобина.
Многие богословы и ученые уверяют нас, что Библия и природа – суть две книги, написанные Богом, которые не противоречат друг другу, но взаимно дополняют друг друга.Если природа – это другая «книга», в которой Бог записал Свои мысли, то ее свидетельство должно совершенно независимо подтверждать сказанное в Библии!
К сожалению, сегодня эволюционная теория обладает повсеместной гегемонией, не допуская никакой интерпретации тех научных результатов, которые находятся в противоречии с нею. И все же мы надеемся в будущем на большую корректность и содействие со стороны ученых, что откроет дверь для научного объяснения рассказа о Творении мира.
Валентин Велчев
перевод с болгарского Андрей Романов
Читать полностью - Часть 1. Время с точки зрения науки
Часть 2. Время в Библии.