Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

«Допотопная» Мудрость и рождение Свыше

Семинар О.Р. Астаповой.jpg4 февраля 2023 г. состоялось первое в этом году очередное заседание постоянно действующего при РБО Открытого Библиологического семинара (руководитель – доктор исторических наук Евгений Борисович Рашковский, научный координатор – кандидат филологических наук Татьяна Александровна Прохорова). На сей раз семинар был посвящен докладу кандидата исторических наук Ольги Рудольфовны Астаповой «Енох и Ной в шумеро-аккадской и библейской традициях» и его обсуждению.

Основою доклада послужили тексты Древней Месопотамии («Повесть о Гильгамеше» и др.) и несравненно более поздние тексты, сложившиеся в Древнем Израиле и на сопредельных ему землях. Это – тексты Ветхого и Нового Завета (Пятикнижие Моисеево и Четвероевангелие и в особенности – Четвертое, Иоанново Евангелие) и межзаветная апокрифика (Первая и Вторая книги Еноха), но также – и тексты Кумрана и Наг-Хаммади.

Нарративы Всемирного потопа, идеи Нового рождения человека через дар прижизненного погружения в глубины Божественной жизни, омовения его тела и души и облечения человека в прекрасные «новые одежды»1 … И за всеми этими «смысло-образами»2 угадывается сквозная идея Спасения через осознание человеком тáинственной связи Неба и Земли.

Весь этот круг идей, в течение сотен и сотен лет пульсировавший в глубинах древнееврейской мысли и культуры, так или иначе возродился и закрепился в текстах Библейского Канона. Однако – с более мощными и глубокими акцентами нравственного порядка. Если угодно, с акцентами свободы.

Древнейшая месопотамская тема омывающих и освящающих человека Вод закрепилась в библейском сказании о Потопе, в эпизоде спасания и наречения младенца Моисея (Исх 2:1-13) и в идее водного Омовения-Крещения и, наконец, в евхаристическом (по существу) эпизоде превращения Воды в Вино в Кане Галилейской…

В ходе дискуссии по докладу было отмечено, что, благодаря библейским повествованиям, мысль и культура человечества сумели сквозь века усвоить, сохранить и развить проникновенные духовные «наработки» народов добиблейского Ближнего Востока: Месопотамии, Сиро-палестинского ареала, Малой Азии, Египта.
______________________________________________________
1 Символическая тема «новых одежд», трактуемая в Новом Завете, что называется, «от противного» – Мф 22:11-14.
2 Термин российского философа Я. Э. Голосовкера.

Аудиозапись.jpg 

Фотоотчёт
Новости по разделу
Поделиться:

Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017