- Главная
- О Библии
- Библейские места
- Беф-Сан (Бефсан, Бет-Шеан)
Беф-Сан (Бефсан, Бет-Шеан)
(БЕФСАН, БЕТ-ШЕАН) Один из древнейших городов Палестины, расположенный в стратегически важном месте, где соединяются Изреельская долина и долина Иордана; совр. Тель Бет-Шеан.
Город был основан в эпоху ранней бронзы. Как и во всех городах Палестины, конец эпохи ранней бронзы отмечен упадком городской цивилизации; в последующие столетия Бет-Шеан возродился. Следы египетского влияния особенно сильно проявляются в слоях, относящихся к XIV—XIII вв. до н.э. Ни в одном другом городе Палестины не было обнаружено такого количества артефактов, выполненных в соответствии с правилами и канонами египетского искусства. В городе находился египетский гарнизон, который оставался там какое-то время и в начале железного века. На территории Бет-Шеана были обнаружены монументальные статуи фараонов: Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. В то время, как большинство палестинских городов было разрушено в конце бронзового века (ок. 1200 г. до н.э.), в Бет-Шеане следов разрушения и пожара, относящихся к этому времени, не обнаружено.
Согласно Нав 17:11-12, Бет-Шеан вошел в «надел» племени Манассии, однако израильтяне не смогли победить живших в городе ханаанеев, ср. также Суд 1:27. На стене Беф-Сана филистимляне повесили тело Саула (1 Цар 31:10-12) и тела его сыновей. В 3 Цар 4:12 сообщается, что город входил в державу царя Соломона.
Археологические раскопки показывают, что в VI в. до н.э. город прекратил свое существование, и лишь в эллинистический период на месте древнего, к тому времени уже исчезнувшего, Бет-Шеана возводится новый город с новым именем — Скифополь. Город римского времени переместился с вершины холма в долину. Это был типичный эллинистический город — с ипподромом, великолепным театром, лупанарием. До наших дней хорошо сохранились театр, мозаичные полы лупанария, колоннада центральной улицы и др. К VI в. н.э. относятся остатки двух синагог из Скифополя, на мозаичных полах которых изображена утварь Иерусалимского Храма, а также содержатся надписи на греческом, арамейском и древнееврейском языках.
В книгах Маккавеев рассказывается, что жители греческого Скифополя в ответ на восстание Маккавеев устраивали еврейские погромы (1 Мак 5:52; 12:40-42; 2 Мак 12:29-31). Во времена Нового Завета Скифополь — главный город в Десятиградии (все остальные города Десятиградия находились на восточном берегу Иордана).
Город был основан в эпоху ранней бронзы. Как и во всех городах Палестины, конец эпохи ранней бронзы отмечен упадком городской цивилизации; в последующие столетия Бет-Шеан возродился. Следы египетского влияния особенно сильно проявляются в слоях, относящихся к XIV—XIII вв. до н.э. Ни в одном другом городе Палестины не было обнаружено такого количества артефактов, выполненных в соответствии с правилами и канонами египетского искусства. В городе находился египетский гарнизон, который оставался там какое-то время и в начале железного века. На территории Бет-Шеана были обнаружены монументальные статуи фараонов: Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. В то время, как большинство палестинских городов было разрушено в конце бронзового века (ок. 1200 г. до н.э.), в Бет-Шеане следов разрушения и пожара, относящихся к этому времени, не обнаружено.
Согласно Нав 17:11-12, Бет-Шеан вошел в «надел» племени Манассии, однако израильтяне не смогли победить живших в городе ханаанеев, ср. также Суд 1:27. На стене Беф-Сана филистимляне повесили тело Саула (1 Цар 31:10-12) и тела его сыновей. В 3 Цар 4:12 сообщается, что город входил в державу царя Соломона.
Археологические раскопки показывают, что в VI в. до н.э. город прекратил свое существование, и лишь в эллинистический период на месте древнего, к тому времени уже исчезнувшего, Бет-Шеана возводится новый город с новым именем — Скифополь. Город римского времени переместился с вершины холма в долину. Это был типичный эллинистический город — с ипподромом, великолепным театром, лупанарием. До наших дней хорошо сохранились театр, мозаичные полы лупанария, колоннада центральной улицы и др. К VI в. н.э. относятся остатки двух синагог из Скифополя, на мозаичных полах которых изображена утварь Иерусалимского Храма, а также содержатся надписи на греческом, арамейском и древнееврейском языках.
В книгах Маккавеев рассказывается, что жители греческого Скифополя в ответ на восстание Маккавеев устраивали еврейские погромы (1 Мак 5:52; 12:40-42; 2 Мак 12:29-31). Во времена Нового Завета Скифополь — главный город в Десятиградии (все остальные города Десятиградия находились на восточном берегу Иордана).
Поделиться: