- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 6:6. Явно ли воздается.
От Матфея 6:6. Явно ли воздается.
6 А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий все, что совершается тайно, вознаградит тебя - современный русский перевод РБО
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно - синодальный перевод
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно - синодальный перевод
Экзегетический комментарий
Ст. 6 "вознаградит тебя" – в некоторых рукописях: «вознаградит тебя явно», в том числе и в синодальном переводеесть слово явно. В этом переводе, как и во многих других, слово явно отсутствует.
Разница, по сути, в одном слове: в синодальном переводе есть слово явно, а в современном русском переводе РБО, как и во многих других переводах, слово явно уже отсутствует.
Митрополит Илларион (Алфеев) поясняет:
В большинстве древних манускриптов текст звучит так: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе». Выражение «явно» (εν τω φανερω) в них отсутствует. В более поздних рукописях оно появилось в результате смысловой корректировки, в качестве антонима к слову «тайное».
Оба позднейших чтения вошли в textus receptus, на основе которого был сделан русский синодальный перевод. Иисус Христос. Жизнь и учение.
Ст. 6 – Уйди в свою комнату – слово «там`ейон» означает помещение без окон, это может быть что-то вроде кладовки или чулана. Закрой за собой дверь – ср. 4 Цар 4.33. «Для простого набожного человека Бог – это прежде всего далекий от мира Царь, а молитва – нечто вроде присяги на верность; как при дворе должен твердо соблюдаться церемониал, так и при молитве. Поэтому на первом плане стоит молитва, установленная распорядком. Молиться рекомендуется в общине, потому что общинная молитва будет услышана прежде всех других. Господствует стандарт, молитва становится привычкой. Вплоть до мельчайших деталей определяется, в какой позе, по какому поводу и т. п. можно или нельзя молиться». {И. Иеремиас, Богословие, с. 208.} Иисус требует того, что у Его слушателей не может не вызвать недоумения. Не в синагоге, не в Храме, не в молитвенном собрании, но в темном помещении, совершенно не приспособленном для молитвы и где никто не сможет увидеть молящегося, совершается истинная молитва. Конечно, Его слова не надо толковать буквально – как запрет на любую другую форму молитвы, это, несомненно, парадокс, гипербола, цель которой заставить людей задуматься о внутренних мотивах своей молитвы. Этим Он не отменяет ни коллективную молитву, ни молитву в присутствии людей (см. 11.25; Мк 6.41; Лк 11.1; Ин 11.41-42), но напоминает нам, что молитва – это не зрелище, не шоу, а беседа с Богом. И к Его словам нужно отнестись серьезно.
Разница, по сути, в одном слове: в синодальном переводе есть слово явно, а в современном русском переводе РБО, как и во многих других переводах, слово явно уже отсутствует.
Митрополит Илларион (Алфеев) поясняет:
В большинстве древних манускриптов текст звучит так: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе». Выражение «явно» (εν τω φανερω) в них отсутствует. В более поздних рукописях оно появилось в результате смысловой корректировки, в качестве антонима к слову «тайное».
Оба позднейших чтения вошли в textus receptus, на основе которого был сделан русский синодальный перевод. Иисус Христос. Жизнь и учение.
Ст. 6 – Уйди в свою комнату – слово «там`ейон» означает помещение без окон, это может быть что-то вроде кладовки или чулана. Закрой за собой дверь – ср. 4 Цар 4.33. «Для простого набожного человека Бог – это прежде всего далекий от мира Царь, а молитва – нечто вроде присяги на верность; как при дворе должен твердо соблюдаться церемониал, так и при молитве. Поэтому на первом плане стоит молитва, установленная распорядком. Молиться рекомендуется в общине, потому что общинная молитва будет услышана прежде всех других. Господствует стандарт, молитва становится привычкой. Вплоть до мельчайших деталей определяется, в какой позе, по какому поводу и т. п. можно или нельзя молиться». {И. Иеремиас, Богословие, с. 208.} Иисус требует того, что у Его слушателей не может не вызвать недоумения. Не в синагоге, не в Храме, не в молитвенном собрании, но в темном помещении, совершенно не приспособленном для молитвы и где никто не сможет увидеть молящегося, совершается истинная молитва. Конечно, Его слова не надо толковать буквально – как запрет на любую другую форму молитвы, это, несомненно, парадокс, гипербола, цель которой заставить людей задуматься о внутренних мотивах своей молитвы. Этим Он не отменяет ни коллективную молитву, ни молитву в присутствии людей (см. 11.25; Мк 6.41; Лк 11.1; Ин 11.41-42), но напоминает нам, что молитва – это не зрелище, не шоу, а беседа с Богом. И к Его словам нужно отнестись серьезно.
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Поделиться: