- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 2.13-15 БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
От Матфея 2.13-15 БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
«Встань, возьми ребенка с матерью Его и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребенка и убить Его».
14 Тот встал, взял ребенка с матерью Его и ночью отправился в Египет.
15 Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь устами пророка:
«Из Египта призвал Я Сына Моего».
Ст. 13 – Хотя звездочеты не встретились с Иродом и не сообщили ему, где именно находится новорожденный, опасность не миновала. Поэтому Иосиф во второй раз получает во сне откровение: ему является ангел Господень (см. коммент. на 1.20) и велит бежать в Египет, спасая ребенка и Его мать. Египет, некогда страна рабства и угнетения, со временем стала местом, куда бежали израильтяне, спасаясь от опасности (см. 3 Цар 11.40; 4 Цар 25.26; Иер 41.16-18; 43.1-7, а также «Иудейские Древности» и «Иудейскую Войну» Иосифа Флавия). Кроме того, в Египет бежал Иаков, спасаясь от преследований Лавана, а в более позднее время жители Кумрана.
Любопытно, что в Талмуде, в котором содержится много клеветнических наветов на Иисуса, тоже сообщается о том, что Он побывал в Египте, но указана иная причина: якобы там Он обучался магии у египетских жрецов. Ученые также отмечают некоторое сходство в рассказе об угрозе жизни младенцу Иисусу с преданиями о подобной же угрозе многим великим людям древности и мифологическим героям (Кир, Саргон, Зороастр, Август, Гильгамеш, Зевс, Аполлон, Персей, Геракл, Ромул и Рем, Эдип, Кришна и др.). Опасности в младенческие годы подвергались папа Григорий Великий, а также король Карл Великий. Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, смерть угрожала и Иоанну Крестителю: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна, взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: “Гора Бога, впусти мать с сыном”». И гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». Ср. также Откр 12.1-6.
Возьми ребенка с матерью Его – Мария больше не будет называться по имени (см. ст. 14, 20-21). В древности в Израиле существовала традиция называть мать по имени сына, такое обращение было почетным (ср. Ин 2.1, 3; 19.25).
Это произошло, чтобы исполнилось... – см. коммент. на 1.22. Евангелист видит в возвращении Иисуса из Египта исполнение пророчества Ос 11.1. Осия вспоминает прошлое, а не пророчествует о будущем: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего».Недаром в Септуагинте вместо «сына Моего» стоит «детей его».
Современного читателя это может смутить, но мы должны помнить, что в древности практика цитирования была не такой, как это принято сейчас: тогда контекст обычно не учитывался, важно было найти в Писании какой-то текст, в котором были нужные автору слова. Таких примеров можно найти много и в раввинистической литературе, и в Новом Завете. Кроме того, согласно представлениям того времени, перед наступлением последнего Дня в Израиле будут повторены, как бы на новом этапе, на новом витке спирали, важнейшие события Священной истории (главным образом это касается Исхода). Таким образом, евангелист видит в Иисусе представителя народа, в личности которого воплотился идеальный Израиль. Его жизнь есть и повторение, и кульминация, цель, завершение всей Священной истории.
Например, Лука прямо называет искупительную смерть Иисуса новым исходом: во время преображения Моисей и Илья говорили с Иисусом «об исходе, который предстоит Ему совершить в Иерусалиме» (Лк 9.31); Иисус здесь предстает и новым Моисеем, и искупленным народом Божьим. Итак, Иисус есть Тот, в ком исполняется судьба сына Божьего Израиля.