- Главная
- Библейские чтения
- Евангелие от Матфея
- От Матфея 2.1-12 ПОКЛОНЕНИЕ МУДРЕЦОВ
От Матфея 2.1-12 ПОКЛОНЕНИЕ МУДРЕЦОВ
1 И вот, после того как в иудейском городе Вифлееме, при царе Ироде, родился Иисус, в Иерусалим явились с востока звездочеты.
«Где новорожденный царь евреев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести».
3 Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим.
4 Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Мессии. 5 «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком:
6 И ты, Вифлеем, земля Иуды, не самый малый средь главных городов Иуды: из тебя произойдет вождь, пастырь народа Моего Израиля”».
7 Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды
8 и направил в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести».
9 Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок.
10 Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали.
11 Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну.
12 Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.
«Где новорожденный царь евреев? — спрашивали они. — Мы видели, как взошла Его звезда, и пришли воздать Ему почести».
3 Царь Ирод, услышав об этом, пришел в смятение, а с ним и весь Иерусалим.
4 Собрав всех старших священников и учителей Закона, он спросил у них, где надлежит родиться Мессии. 5 «В иудейском городе Вифлееме, — ответили они. — Потому что так написано пророком:
6 И ты, Вифлеем, земля Иуды, не самый малый средь главных городов Иуды: из тебя произойдет вождь, пастырь народа Моего Израиля”».
7 Тогда Ирод, тайно призвав к себе звездочетов, выведал у них точное время появления звезды
8 и направил в Вифлеем, сказав им: «Ступайте и все в точности разузнайте о ребенке. А когда найдете Его, дайте мне знать, я тоже приду воздать Ему почести».
9 Выслушав царя, они отправились в путь. И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними, пока не остановилась над тем местом, где был ребенок.
10 Когда они увидели звезду, они очень обрадовались, они ликовали.
11 Войдя в дом, они увидели ребенка и Марию, Его мать, и, встав на колени, склонились перед Ним ниц, а потом, достав ларцы с сокровищами, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну.
12 Получив во сне повеление не возвращаться к Ироду, они отправились в свои края другой дорогой.
Экзегетический комментарий
Ст. 1 – Матфей, в отличие от Луки, не объясняет, почему Иисус родился в Вифлееме. Сын Давида должен родиться в городе Давида – и этого достаточно.
Вифлеем (евр. Бет-ле́хем, «дом хлеба») – небольшой городок примерно в 10-12 километрах к юго-западу от Иерусалима. Согласно 1 Цар 16.1-13, здесь жил и был помазан на царство пророком Самуилом Давид. Люди верили, что долгожданный Помазанник родится именно здесь (Мих 5.2; Мф 2.5; Ин 42).
Правда, нужно отметить, что в I веке существовали и неортодоксальные взгляды, согласно которым никто не будет знать, откуда явится Мессия (см. экскурс Христос, с.333). Вифлеем назван иудейским, чтобы отличить его от другого городка с тем же названием, расположенного в Галилее, неподалеку от Назарета (Ис Нав 19.15).
Царь Ирод Великий правил страной с 37 по 4 г. до н. э.
Из этого мы можем заключить, что Иисус родился незадолго до смерти царя, обычно говорят о 6 г. до н. э. Год начала но вой эры от Рождества Христова был неправильно высчитан в VI веке монахом Дионисием Малым. Об Ироде в основном известно из «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия. Он был не чистокровным евреем, а наполовину идумеянином, и это давало повод его противникам считать его не законным царем, а узурпатором, тем более что он был ставленником Рима и не отличался строгим соблюдением заповедей Закона.
Ирод был противоречивой личностью. С одной стороны, при нем воцарился мир, и в стране был наведен порядок, были снижены налоги, кроме того, Ирод выстроил заново иерусалимский Храм, красоте и пышности которого не было равных. С другой же стороны, он был крайне жестоким и подозрительным тираном, от руки которого погибло множество людей, в том числе и родственники: тесть, теща, жена, три сына. Римский император Август шутил, что безопасней быть свиньей Ирода, чем его сыном. Матфей, указывая на то, что Иисус родился в его время, вероятно, заинтересован не столько в том, чтобы дать хронологическую информацию, сколько в том, чтобы сравнить Ирода с египетским фараоном, желавшим, согласно легендам Агады, смерти Моисея.
И вот в Иерусалиме появляются звездочеты. В греческом они названы магами (традиционное русское название – волхвы). Кого в то время называли магами? Геродот, например, пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников в Персидской империи. О магах упоминают многие древние авторы: Аристотель, Геродот, Страбон, Дион Хризостом, Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др. Вероятнее всего, это зороастрийцы, толковавшие сны; они были также астрологами, мудрецами, о которых говорили, что они обладают сверхъестественными знаниями и силой, нередко их считали колдунами, а иногда просто шарлатанами. С древних времен были попытки понять, как евангелист относится к этим звездочетам, считает ли он их мудрецами или же, наоборот, шарлатанами, чья власть над умами закончилась с приходом Иисуса. Евсевий называл их наследниками Валаама. А вот что говорит Игнатий Антиохийский:
«Звезда воссияла на небе ярче всех звезд... С этого времени стала упадать всякая магия, и все зло разрываться, и древнее царство распадаться» (Еф 19).
Евангелие говорит о них чрезвычайно скупо, в то время как многочисленные средневековые легенды сообщают массу подробностей: что их было трое, что их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что они были царями, причем один из них был темнокожим. Но в евангельском рассказе самым важным является, вероятно, то, что эти звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, кто станет Спасителем всего мира. Поведение людей, представлявших собой духовную элиту языческого мира, также противопоставлено поведению «своих» интеллектуалов –священников и учителей Закона. Согласно преданиям, к Зороастру также приходили для поклонения мудрецы-звездочеты. О звездочетах сказано, что они пришли с востока – по отношению к Иерусалиму, конечно. Под это определение может подходить Парфия, Вавилон, Аравия и Египет. Эту проблему обсуждали Отцы Церкви, и у них не было единого мнения.
Мудрецы-звездочеты приходят в Иерусалим, так как, по их мнению, царь мог родиться только в столице. Ст. 2 – То, что они называют новорожденного царем евреев, еще раз говорит об их языческом происхождении, так как евреи называли Помазанника Царем Израиля. Их уверенность основана на том, что они видели, как взошла Его звезда. Люди в древности, а многие и сейчас, верят в астрологию – в то, что судьба человека определяется звездами. В Талмуде есть изречение: «Звезды делают человека мудрым, звезды делают человека богатым, и есть звезды для Израиля». Считалось, что рождение или смерть великого человека, а также всякие серьезные политические перемены предвещаются появлением звезд или комет. Сохранилось множество древних свидетельств подобной веры. Тацит, например, говорит о том, что по всеобщему убеждению комета означала смену императора. Огромная звезда взошла при рождении Александра Севера, комета и звезда знаменовали зачатие Митридата Евпатора. Позже евреи верили, что на небе появилась новая звезда при рождении Авраама, а мусульмане – что при рождении Мухаммеда и вообще всякого пророка. В Агаде говорится, что «в ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа».
В Библии пророк и чародей Валаам произнес пророчество:
«Вот восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24.17).
Это место понималось и евреями, и христианами как мессианское пророчество. В Откр 22.16 Иисус говорит о себе:
«Я –Корень и Побег Давида, Я – светлая утренняя звезда».
У Матфея Иисус назван «великим светом» (4.16); у Луки «зарей с небес» (1.79) и «Светом, который озарит язычников» (2.32).
Итак, и евреи, и язычники предчувствовали некий великий переворот, смену эпох. Римские историки Светоний и Тацит свидетельствуют, что в Римской империи было широко распространено убеждение, что вождь мира должен явиться из Иудеи. Знаменитое выражение lux ex oriente («свет с востока») появилось примерно в то же время. Это предчувствие лучше всего выразила знаменитая 4-я Эклога Вергилия.
Согласно Матфею, явление Помазанника возвещает не только Священное Писание, но и сама природа отзывается чудом явления звезды. Среди экзегетов, как древних, так и современных, нет единого понимания, что представляла собой эта звезда. Вот основные мнения: согласно Иоанну Златоусту, это была не обычная, а чудесная звезда. В 12-11 гг. до н. э. мимо земли прошла комета Галлея. В начале XVII века знаменитый астроном Иоганн Кеплер выдвинул предположение, что под евангельской звездой следует понимать соединение планет Юпитера и Сатурна, а затем и Марса в созвездии Рыб в 7-6 гг. до н. э. Есть также мнение, что речь идет о сверхновой: китайские хроники говорят о явлении очень яркой звезды в 5-4 гг. до н. э.
Звездочеты видели, как взошла Его звезда (дословно: «видели звезду Его на востоке»). Современные экзегеты убеждены, что речь идет не о части света – астрологи наблюдали звезду в момент ее восхождения, в данном случае это астрологический термин.
Восточные мудрецы пришли воздать новому Царю почести (дословно: «поклониться Ему»): в древности перед царями простирались ниц. Но евангелист, вероятно, видит в их желании большее: они хотят преклониться перед Сыном Божьим. Ст. 3 – Царь Ирод был очень встревожен появлением соперника. Матфей употребляет очень сильный глагол, говорящий о смятении и даже ужасе. Как уже говорилось выше, он был чрезвычайно подозрительным человеком. Кроме того, он не принадлежал к царской династии и, с точки зрения многих, не имел права на престол Давида, тем более что он не был евреем, а идумеянином и получил власть из рук римлян, к нему благоволили Марк Антоний и Октавиан Август. А сейчас явился законный престолонаследник. В Агаде египетские звездочеты предупреждали фараона о том, что Моисей в будущем отнимет у него царскую власть. Непонятно, почему смятение Ирода разделил весь Иерусалим, который, казалось бы, должен был радоваться, узнав о рождении Мессии. Слово «весь», конечно, является некоторой гиперболизацией. Смятение жителей Иерусалима вызвано, вероятно, тем, что они опасались непредсказуемого в своей жестокости царя, но некоторые экзегеты полагают, что в глазах Матфея Иерусалим предстает как центр вражды к Иисусу (см. 23.37-39). Ст. 4 – Ирод собирает старших священников (буквально: «первосвященников») и учителей Закона. В строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, а также члены их семей; кроме того, так иногда назывались и священники, возглавлявшие дневные и недельные священнические смены. Священников, служивших в иерусалим ском Храме было очень много, около 18-20 тысяч, и они служили по очереди.
Экскурс: У ч и т е л я З а к о н а
Учителями Закона (евр. софери́м; буквально «книжники»; греч. «граммате́йс») назывались люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея, их можно было бы назвать также богословами и знатоками Закона. Позже их стали называть мудрецами (евр. «хахами́м»). Они были как правило из фарисеев (см. экскурс, с. 59). Не исключено, что какие-то саддукеи (см. экскурс, с. 61) тоже могли быть учителями Закона, но такими сведениями мы не располагаем. Некоторые ученые выдвигают версию, что сам Матфей был какое-то время учителем Закона (см. 13.52). Учителя Закона были духовной элитой еврейского народа и пользовались огромным уважением в народе, к ним обращались «рабби́», что значит «мой большой». Так обращались ко всем уважаемым людям, но постепенно это обращение закрепилось за учителями Закона и стало означать «учитель». Из Талмуда известно, что учителя обычно приводили огромное количество цитат из учения авторитетных предше ственников. Чаще всего они излагали не свое собственное учение, а были хранителями и передатчиками традиции.
Так как старшие священники и учителя Закона входили в состав Синедриона (см. коммент. на 26.59), возможно, речь идет о том, что Ирод созвал его членов на заседание, чтобы получить от них компетентный ответ на вопрос о том, что говорит Писание о месте рождения грядущего Царя-Помазанника, хотя с исторической точки зрения это маловероятно, так как, согласно Иосифу Флавию, Ирод ознамено вал начало своего царствования истреблением членов Синедриона. Но так как во второй раз Синедрион соберется для того, чтобы погубить Иисуса (26.3-5, 59; 27.1), возможно, евангелист уже сейчас видит в них пособников Ирода. Ст. 5-6 – Они отвечают, что местом рождения Помазанника должен быть Вифлеем и в подтверждение своих слов приводят цитату из Священного Писания. Несмотря на то, что цитата является составной (Мих 5.2 и 2 Цар 5.2), слово «пророк» стоит в единственном числе. В Новом Завете такое явление, как составные цитаты, встречается часто (см. 21.5; 27.9-10; Мк 1.2-3; Рим 11.8-10; 1 Кор 15.54-55). Слова Писания воспроизводятся здесь не точно, а передается их смысл. Ср. также Ин 7.41-42. Ст. 7-8 – Не совсем понятно, почему Ирод призвал к себе звездочетов тайно. От кого он хотел скрыть свои тайные намерения? Если от жителей Иерусалима или от членов Синедриона, то значит, они не разделяли его враждебных чувств к новорожденному. Он выведал у звездочетов точное время появления звезды, чтобы узнать о времени рождения Младенца и, следовательно, о Его возрасте. Зная место рождения и возраст, он сумел бы разыскать его. Ирод обманул звездочетов, мотивируя свой интерес к новорожденному Царю тем, что сам хочет отправиться к Нему на поклонение. Ст. 9-10 – И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними. Вероятно, это означает, что вскоре после восхода звезда исчезла и появилась снова лишь тогда, когда они направились в Вифлеем. Евангелист подчеркивает радость и ликование звездочетов (дословно: «они обрадовались великой радостью очень сильно»), в отличие от смятения и страха Ирода и иерусалимлян. Ст. 11 – Звезда остановилась над домом, где жили Иосиф с Марией. Рассказ Луки здесь отличается: родители Иисуса оказались в Вифлееме в связи с переписью, и им даже в гостинице места не нашлось (Лк 2.7). Звездочеты видят ребенка и Его мать, Иосиф же не упомянут.
Встав на колени, склонились перед Ним ниц – на Востоке воздавали почести царям, простираясь перед ними. Кроме того, царям и влиятельным лицам обязательно преподносились дары (ср. 3 Цар 10.2, 25; Пс 72(71).10 и др.; любопытно, что, согласно поздней еврейской традиции, царица Савская, направляясь с дарами к Соломону, тоже видела звезду). Здесь это золото, ладан и смирна.
Ладан – благовонная смола, которую получали подсечкой коры ладанного дерева, а также некоторых других деревьев и кустарников.
Смирна, или мирра – это также ароматическая смола некоторых видов деревьев, растущих главным образом в Аравии. Оба вида применялись в качестве благовоний, кроме того, ладан применялся во время служения в Храме, а мирра – в погребальных обрядах. Так исполнилось пророчество Исайи, который предсказал эсхатологическое паломничество язычников к Сиону: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию... принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (60.3-6; ср. также Пс 72 (71).10-11; Псалом Соломона 17.31; 1 Енох 53.1; Откр 21.23-26). Вероятно, эти дары не имели символического смысла, но потом, начиная со II века, золото стало пониматься как указание на царское достоинство Иисуса, ладан – на Его божественность, а смирна – на Его смерть. Ст. 12 – В свои края – дословно: «в свою страну» (см. коммент. на ст. 1). После откровения, данного звездочетам во сне, они ушли не на север в Иерусалим, а вернулись к себе другой дорогой (ср. 3 Цар 13.9-10). Так и маг Тиридат, согласно Диону Кассию, уходит от Нерона иным путем.
Вифлеем (евр. Бет-ле́хем, «дом хлеба») – небольшой городок примерно в 10-12 километрах к юго-западу от Иерусалима. Согласно 1 Цар 16.1-13, здесь жил и был помазан на царство пророком Самуилом Давид. Люди верили, что долгожданный Помазанник родится именно здесь (Мих 5.2; Мф 2.5; Ин 42).
Правда, нужно отметить, что в I веке существовали и неортодоксальные взгляды, согласно которым никто не будет знать, откуда явится Мессия (см. экскурс Христос, с.333). Вифлеем назван иудейским, чтобы отличить его от другого городка с тем же названием, расположенного в Галилее, неподалеку от Назарета (Ис Нав 19.15).
Царь Ирод Великий правил страной с 37 по 4 г. до н. э.
Из этого мы можем заключить, что Иисус родился незадолго до смерти царя, обычно говорят о 6 г. до н. э. Год начала но вой эры от Рождества Христова был неправильно высчитан в VI веке монахом Дионисием Малым. Об Ироде в основном известно из «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия. Он был не чистокровным евреем, а наполовину идумеянином, и это давало повод его противникам считать его не законным царем, а узурпатором, тем более что он был ставленником Рима и не отличался строгим соблюдением заповедей Закона.
Ирод был противоречивой личностью. С одной стороны, при нем воцарился мир, и в стране был наведен порядок, были снижены налоги, кроме того, Ирод выстроил заново иерусалимский Храм, красоте и пышности которого не было равных. С другой же стороны, он был крайне жестоким и подозрительным тираном, от руки которого погибло множество людей, в том числе и родственники: тесть, теща, жена, три сына. Римский император Август шутил, что безопасней быть свиньей Ирода, чем его сыном. Матфей, указывая на то, что Иисус родился в его время, вероятно, заинтересован не столько в том, чтобы дать хронологическую информацию, сколько в том, чтобы сравнить Ирода с египетским фараоном, желавшим, согласно легендам Агады, смерти Моисея.
И вот в Иерусалиме появляются звездочеты. В греческом они названы магами (традиционное русское название – волхвы). Кого в то время называли магами? Геродот, например, пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников в Персидской империи. О магах упоминают многие древние авторы: Аристотель, Геродот, Страбон, Дион Хризостом, Филон Александрийский, Иосиф Флавий и др. Вероятнее всего, это зороастрийцы, толковавшие сны; они были также астрологами, мудрецами, о которых говорили, что они обладают сверхъестественными знаниями и силой, нередко их считали колдунами, а иногда просто шарлатанами. С древних времен были попытки понять, как евангелист относится к этим звездочетам, считает ли он их мудрецами или же, наоборот, шарлатанами, чья власть над умами закончилась с приходом Иисуса. Евсевий называл их наследниками Валаама. А вот что говорит Игнатий Антиохийский:
«Звезда воссияла на небе ярче всех звезд... С этого времени стала упадать всякая магия, и все зло разрываться, и древнее царство распадаться» (Еф 19).
Евангелие говорит о них чрезвычайно скупо, в то время как многочисленные средневековые легенды сообщают массу подробностей: что их было трое, что их звали Валтасар, Каспар и Мельхиор, что они были царями, причем один из них был темнокожим. Но в евангельском рассказе самым важным является, вероятно, то, что эти звездочеты были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, кто станет Спасителем всего мира. Поведение людей, представлявших собой духовную элиту языческого мира, также противопоставлено поведению «своих» интеллектуалов –священников и учителей Закона. Согласно преданиям, к Зороастру также приходили для поклонения мудрецы-звездочеты. О звездочетах сказано, что они пришли с востока – по отношению к Иерусалиму, конечно. Под это определение может подходить Парфия, Вавилон, Аравия и Египет. Эту проблему обсуждали Отцы Церкви, и у них не было единого мнения.
Мудрецы-звездочеты приходят в Иерусалим, так как, по их мнению, царь мог родиться только в столице. Ст. 2 – То, что они называют новорожденного царем евреев, еще раз говорит об их языческом происхождении, так как евреи называли Помазанника Царем Израиля. Их уверенность основана на том, что они видели, как взошла Его звезда. Люди в древности, а многие и сейчас, верят в астрологию – в то, что судьба человека определяется звездами. В Талмуде есть изречение: «Звезды делают человека мудрым, звезды делают человека богатым, и есть звезды для Израиля». Считалось, что рождение или смерть великого человека, а также всякие серьезные политические перемены предвещаются появлением звезд или комет. Сохранилось множество древних свидетельств подобной веры. Тацит, например, говорит о том, что по всеобщему убеждению комета означала смену императора. Огромная звезда взошла при рождении Александра Севера, комета и звезда знаменовали зачатие Митридата Евпатора. Позже евреи верили, что на небе появилась новая звезда при рождении Авраама, а мусульмане – что при рождении Мухаммеда и вообще всякого пророка. В Агаде говорится, что «в ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа».
В Библии пророк и чародей Валаам произнес пророчество:
«Вот восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ 24.17).
Это место понималось и евреями, и христианами как мессианское пророчество. В Откр 22.16 Иисус говорит о себе:
«Я –Корень и Побег Давида, Я – светлая утренняя звезда».
У Матфея Иисус назван «великим светом» (4.16); у Луки «зарей с небес» (1.79) и «Светом, который озарит язычников» (2.32).
Итак, и евреи, и язычники предчувствовали некий великий переворот, смену эпох. Римские историки Светоний и Тацит свидетельствуют, что в Римской империи было широко распространено убеждение, что вождь мира должен явиться из Иудеи. Знаменитое выражение lux ex oriente («свет с востока») появилось примерно в то же время. Это предчувствие лучше всего выразила знаменитая 4-я Эклога Вергилия.
Согласно Матфею, явление Помазанника возвещает не только Священное Писание, но и сама природа отзывается чудом явления звезды. Среди экзегетов, как древних, так и современных, нет единого понимания, что представляла собой эта звезда. Вот основные мнения: согласно Иоанну Златоусту, это была не обычная, а чудесная звезда. В 12-11 гг. до н. э. мимо земли прошла комета Галлея. В начале XVII века знаменитый астроном Иоганн Кеплер выдвинул предположение, что под евангельской звездой следует понимать соединение планет Юпитера и Сатурна, а затем и Марса в созвездии Рыб в 7-6 гг. до н. э. Есть также мнение, что речь идет о сверхновой: китайские хроники говорят о явлении очень яркой звезды в 5-4 гг. до н. э.
Звездочеты видели, как взошла Его звезда (дословно: «видели звезду Его на востоке»). Современные экзегеты убеждены, что речь идет не о части света – астрологи наблюдали звезду в момент ее восхождения, в данном случае это астрологический термин.
Восточные мудрецы пришли воздать новому Царю почести (дословно: «поклониться Ему»): в древности перед царями простирались ниц. Но евангелист, вероятно, видит в их желании большее: они хотят преклониться перед Сыном Божьим. Ст. 3 – Царь Ирод был очень встревожен появлением соперника. Матфей употребляет очень сильный глагол, говорящий о смятении и даже ужасе. Как уже говорилось выше, он был чрезвычайно подозрительным человеком. Кроме того, он не принадлежал к царской династии и, с точки зрения многих, не имел права на престол Давида, тем более что он не был евреем, а идумеянином и получил власть из рук римлян, к нему благоволили Марк Антоний и Октавиан Август. А сейчас явился законный престолонаследник. В Агаде египетские звездочеты предупреждали фараона о том, что Моисей в будущем отнимет у него царскую власть. Непонятно, почему смятение Ирода разделил весь Иерусалим, который, казалось бы, должен был радоваться, узнав о рождении Мессии. Слово «весь», конечно, является некоторой гиперболизацией. Смятение жителей Иерусалима вызвано, вероятно, тем, что они опасались непредсказуемого в своей жестокости царя, но некоторые экзегеты полагают, что в глазах Матфея Иерусалим предстает как центр вражды к Иисусу (см. 23.37-39). Ст. 4 – Ирод собирает старших священников (буквально: «первосвященников») и учителей Закона. В строгом смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, а также члены их семей; кроме того, так иногда назывались и священники, возглавлявшие дневные и недельные священнические смены. Священников, служивших в иерусалим ском Храме было очень много, около 18-20 тысяч, и они служили по очереди.
Экскурс: У ч и т е л я З а к о н а
Учителями Закона (евр. софери́м; буквально «книжники»; греч. «граммате́йс») назывались люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего Закона Моисея, их можно было бы назвать также богословами и знатоками Закона. Позже их стали называть мудрецами (евр. «хахами́м»). Они были как правило из фарисеев (см. экскурс, с. 59). Не исключено, что какие-то саддукеи (см. экскурс, с. 61) тоже могли быть учителями Закона, но такими сведениями мы не располагаем. Некоторые ученые выдвигают версию, что сам Матфей был какое-то время учителем Закона (см. 13.52). Учителя Закона были духовной элитой еврейского народа и пользовались огромным уважением в народе, к ним обращались «рабби́», что значит «мой большой». Так обращались ко всем уважаемым людям, но постепенно это обращение закрепилось за учителями Закона и стало означать «учитель». Из Талмуда известно, что учителя обычно приводили огромное количество цитат из учения авторитетных предше ственников. Чаще всего они излагали не свое собственное учение, а были хранителями и передатчиками традиции.
Так как старшие священники и учителя Закона входили в состав Синедриона (см. коммент. на 26.59), возможно, речь идет о том, что Ирод созвал его членов на заседание, чтобы получить от них компетентный ответ на вопрос о том, что говорит Писание о месте рождения грядущего Царя-Помазанника, хотя с исторической точки зрения это маловероятно, так как, согласно Иосифу Флавию, Ирод ознамено вал начало своего царствования истреблением членов Синедриона. Но так как во второй раз Синедрион соберется для того, чтобы погубить Иисуса (26.3-5, 59; 27.1), возможно, евангелист уже сейчас видит в них пособников Ирода. Ст. 5-6 – Они отвечают, что местом рождения Помазанника должен быть Вифлеем и в подтверждение своих слов приводят цитату из Священного Писания. Несмотря на то, что цитата является составной (Мих 5.2 и 2 Цар 5.2), слово «пророк» стоит в единственном числе. В Новом Завете такое явление, как составные цитаты, встречается часто (см. 21.5; 27.9-10; Мк 1.2-3; Рим 11.8-10; 1 Кор 15.54-55). Слова Писания воспроизводятся здесь не точно, а передается их смысл. Ср. также Ин 7.41-42. Ст. 7-8 – Не совсем понятно, почему Ирод призвал к себе звездочетов тайно. От кого он хотел скрыть свои тайные намерения? Если от жителей Иерусалима или от членов Синедриона, то значит, они не разделяли его враждебных чувств к новорожденному. Он выведал у звездочетов точное время появления звезды, чтобы узнать о времени рождения Младенца и, следовательно, о Его возрасте. Зная место рождения и возраст, он сумел бы разыскать его. Ирод обманул звездочетов, мотивируя свой интерес к новорожденному Царю тем, что сам хочет отправиться к Нему на поклонение. Ст. 9-10 – И вдруг звезда, восход которой они видели, стала двигаться перед ними. Вероятно, это означает, что вскоре после восхода звезда исчезла и появилась снова лишь тогда, когда они направились в Вифлеем. Евангелист подчеркивает радость и ликование звездочетов (дословно: «они обрадовались великой радостью очень сильно»), в отличие от смятения и страха Ирода и иерусалимлян. Ст. 11 – Звезда остановилась над домом, где жили Иосиф с Марией. Рассказ Луки здесь отличается: родители Иисуса оказались в Вифлееме в связи с переписью, и им даже в гостинице места не нашлось (Лк 2.7). Звездочеты видят ребенка и Его мать, Иосиф же не упомянут.
Встав на колени, склонились перед Ним ниц – на Востоке воздавали почести царям, простираясь перед ними. Кроме того, царям и влиятельным лицам обязательно преподносились дары (ср. 3 Цар 10.2, 25; Пс 72(71).10 и др.; любопытно, что, согласно поздней еврейской традиции, царица Савская, направляясь с дарами к Соломону, тоже видела звезду). Здесь это золото, ладан и смирна.
Ладан – благовонная смола, которую получали подсечкой коры ладанного дерева, а также некоторых других деревьев и кустарников.
Смирна, или мирра – это также ароматическая смола некоторых видов деревьев, растущих главным образом в Аравии. Оба вида применялись в качестве благовоний, кроме того, ладан применялся во время служения в Храме, а мирра – в погребальных обрядах. Так исполнилось пророчество Исайи, который предсказал эсхатологическое паломничество язычников к Сиону: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию... принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (60.3-6; ср. также Пс 72 (71).10-11; Псалом Соломона 17.31; 1 Енох 53.1; Откр 21.23-26). Вероятно, эти дары не имели символического смысла, но потом, начиная со II века, золото стало пониматься как указание на царское достоинство Иисуса, ладан – на Его божественность, а смирна – на Его смерть. Ст. 12 – В свои края – дословно: «в свою страну» (см. коммент. на ст. 1). После откровения, данного звездочетам во сне, они ушли не на север в Иерусалим, а вернулись к себе другой дорогой (ср. 3 Цар 13.9-10). Так и маг Тиридат, согласно Диону Кассию, уходит от Нерона иным путем.
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Поделиться: