- Главная
- Библейские чтения
- Второе письмо Тимофею
- 2 Тимофею 3.1-5 ПАДЕНИЕ НРАВОВ В ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА
2 Тимофею 3.1-5 ПАДЕНИЕ НРАВОВ В ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА
1 И еще знай, что в последние дни наступят тяжкие времена.·2 Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого.·3 Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра,·4 предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога,·5 будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше.
Экзегетический комментарий
Ст. 1 – Христиане того времени были уверены в том, что они уже живут в эти последние, апокалиптические времена перед самым наступлением Конца и пришествием Христа в силе и славе (см. 1 Тим 4.1; Деян 2.17; Евр 1.1; 2 Петр
3.3; Иак 5.3 и др.). Павел употребляет будущее время, хотя, по его убеждению, эти страшные испытания имеют место уже сейчас. Их наступление предсказал сам Иисус (Мк 13; Мф 24; Лк 21), но о них пророчествовали и ветхозаветные пророки (Ио-иль 3.1-2; ср. Ис 2.2).
Ст. 2-5 представляют собой длинный список всевозможных отрицательных качеств.
В ст. 2-4 их восемнадцать, а в ст. 5 добавлено еще одно. Для этого каталога характерно ярко выраженное риторическое построение: ассонансы, ряд прилагательных начинаются на одни и те же звуки (что не всегда передается при переводе с греческого на русский язык), хиазмы, рифмы и др. Ср. Рим 1.29-31 и 1 Тим 1.9-10. Такого рода каталоги пороков часто встречались у древних; например, очень похожий список есть у Филона Александрийского, а также в межзаветных книгах.*
Ст. 2– Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. В эти последние времена ожидались не только природные катастрофы, но и падение нравственности. Таким будет человечество в целом, но такими станут и некоторые христиане, которые будут сбиты с пути лжеучителями, иначе
апостол не советовал бы Тимофею держаться от них подальше (см. ст. 5).
Пороки, описанные здесь, характерны для всех крутых поворотов в истории, когда разрушаются законы морали и ослабевают традиционные сдерживающие скрепы. Люди будут любить только себя и деньги – Это яркая характеристика времен, когда в центре человеческой жизни будут стоять не Бог, не родители, не общество, не законы, но они сами со своими похотями. «Список начинается и заканчивается словами, указывающими на ложное направление «любви». Это показывает, что именно фундаментально неверно у этих людей: их жизнь идет не в нужном направлении, а из него вытекают и другие пороки… Так, на первом месте стоит любовь к себе, для которой «я», а не Бог стоит в центре жизни человека».
Эгоизм – фундаментальный грех и источник всех остальных пороков, «главная движущая причина человеческого развращения». Среди этих пороков одно из главных мест будет занимать жажда наживы, страсть к деньгам. В 1 Тим 6.10 любовь к деньгам названа корнем всех зол, а в Кол 3.5 жадность, безудержное стремление к наживе даже названо идолопоклонством.
Эгоистическая любовь к себе обязательно приводит к тому, что люди не любят своих ближних и Бога. Они ставят себя выше всех остальных, что приводит к гордыне, заносчивости и грубости. Непочтительны к родителям – В патриархальные времена, когда отеческая власть была абсолютной, непослушание родителям рассматривалось как омерзительный грех, как проявление мятежного духа, что некогда даже наказывалось побиением камнями (см. Втор 21.18-21). См. Рим 1.30. Такого рода люди неблагодарны родителям и ближним. Для них не будет ничего святого – буквально: «нечестивы», что означает неверное отношение к Богу и к Его установлениям.
Люди будут преступать не только гражданские законы, но извечные и непреложные нормы человеческой морали. Есть желания, которые можно было бы назвать естественными, хотя они тоже грешны, но таких людей они уже не будут удовлетворять, и они будут искать наслаждений противоестественных.
Ст. 3 –Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра – В них уже не остается ничего человеческого. Все эти определения говорят о том, что любовь в их сердцах заменилась ненавистью. Они опустились до уровня хищных зверей.
Ст. 4 – Предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога – Этот перечень говорит о том, что подобные люди
не остановятся ни перед чем, лишь бы удовлетворить свои низменные желания. Для них удовольствия превыше всего, даже Бога.
Ст. 5 – Будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше – Если предыдущие определения каталога были достаточно шаблонными, подходящими ко всем людям и всем эпохам, то здесь автор, несомненно, прямо указывает на лжеучителей Эфеса. Это больше, чем простое лицемерие. Вероятно, такие люди изображают из себя в высшей степени духовных христиан, они активно проповедуют, соблюдают все внешние религиозные обряды. «Надо полагать, что важнейшую проблему в христианстве составляют не отпетые грешники, а елейные святоши, безупречно соблюдающие религиозную форму и величавую условность, но испытывающие ужас при одной мысли о присущей религии движущей силе, способной изменить личную жизнь человека».
3.3; Иак 5.3 и др.). Павел употребляет будущее время, хотя, по его убеждению, эти страшные испытания имеют место уже сейчас. Их наступление предсказал сам Иисус (Мк 13; Мф 24; Лк 21), но о них пророчествовали и ветхозаветные пророки (Ио-иль 3.1-2; ср. Ис 2.2).
Ст. 2-5 представляют собой длинный список всевозможных отрицательных качеств.
В ст. 2-4 их восемнадцать, а в ст. 5 добавлено еще одно. Для этого каталога характерно ярко выраженное риторическое построение: ассонансы, ряд прилагательных начинаются на одни и те же звуки (что не всегда передается при переводе с греческого на русский язык), хиазмы, рифмы и др. Ср. Рим 1.29-31 и 1 Тим 1.9-10. Такого рода каталоги пороков часто встречались у древних; например, очень похожий список есть у Филона Александрийского, а также в межзаветных книгах.*
Ст. 2– Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы, непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого. В эти последние времена ожидались не только природные катастрофы, но и падение нравственности. Таким будет человечество в целом, но такими станут и некоторые христиане, которые будут сбиты с пути лжеучителями, иначе
апостол не советовал бы Тимофею держаться от них подальше (см. ст. 5).
Пороки, описанные здесь, характерны для всех крутых поворотов в истории, когда разрушаются законы морали и ослабевают традиционные сдерживающие скрепы. Люди будут любить только себя и деньги – Это яркая характеристика времен, когда в центре человеческой жизни будут стоять не Бог, не родители, не общество, не законы, но они сами со своими похотями. «Список начинается и заканчивается словами, указывающими на ложное направление «любви». Это показывает, что именно фундаментально неверно у этих людей: их жизнь идет не в нужном направлении, а из него вытекают и другие пороки… Так, на первом месте стоит любовь к себе, для которой «я», а не Бог стоит в центре жизни человека».
Эгоизм – фундаментальный грех и источник всех остальных пороков, «главная движущая причина человеческого развращения». Среди этих пороков одно из главных мест будет занимать жажда наживы, страсть к деньгам. В 1 Тим 6.10 любовь к деньгам названа корнем всех зол, а в Кол 3.5 жадность, безудержное стремление к наживе даже названо идолопоклонством.
Эгоистическая любовь к себе обязательно приводит к тому, что люди не любят своих ближних и Бога. Они ставят себя выше всех остальных, что приводит к гордыне, заносчивости и грубости. Непочтительны к родителям – В патриархальные времена, когда отеческая власть была абсолютной, непослушание родителям рассматривалось как омерзительный грех, как проявление мятежного духа, что некогда даже наказывалось побиением камнями (см. Втор 21.18-21). См. Рим 1.30. Такого рода люди неблагодарны родителям и ближним. Для них не будет ничего святого – буквально: «нечестивы», что означает неверное отношение к Богу и к Его установлениям.
Люди будут преступать не только гражданские законы, но извечные и непреложные нормы человеческой морали. Есть желания, которые можно было бы назвать естественными, хотя они тоже грешны, но таких людей они уже не будут удовлетворять, и они будут искать наслаждений противоестественных.
Ст. 3 –Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники, несдержанные, жестокие, враги добра – В них уже не остается ничего человеческого. Все эти определения говорят о том, что любовь в их сердцах заменилась ненавистью. Они опустились до уровня хищных зверей.
Ст. 4 – Предатели, необузданные, чванливые, они будут любить удовольствия больше, чем Бога – Этот перечень говорит о том, что подобные люди
не остановятся ни перед чем, лишь бы удовлетворить свои низменные желания. Для них удовольствия превыше всего, даже Бога.
Ст. 5 – Будут держаться внешней набожности, но откажутся от ее внутреннего смысла. Держись от них подальше – Если предыдущие определения каталога были достаточно шаблонными, подходящими ко всем людям и всем эпохам, то здесь автор, несомненно, прямо указывает на лжеучителей Эфеса. Это больше, чем простое лицемерие. Вероятно, такие люди изображают из себя в высшей степени духовных христиан, они активно проповедуют, соблюдают все внешние религиозные обряды. «Надо полагать, что важнейшую проблему в христианстве составляют не отпетые грешники, а елейные святоши, безупречно соблюдающие религиозную форму и величавую условность, но испытывающие ужас при одной мысли о присущей религии движущей силе, способной изменить личную жизнь человека».
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Поделиться: