У истоков универсализма
24 января состоялось первое в 2020 г. заседание открытого Научного семинара при РБО (руководители семинара: научный сотрудник РБО Л.В. Маневич, доктор исторических наук Е.Б. Рашковский, секретарь кандидат филологических наук Т.А. Прохорова). Председательствовал на этом первом заседании известный российский библеист, доктор богословия, игумен Арсений (Соколов). На заседании была заслушана и обсуждена лекция Евгения Борисовича Рашковского «У истоков универсализма: мудрые «варвары» Ветхого Завета».
Вообще, по мысли докладчика, тема мудрых и умеющих вслушиваться в веления и наставления Бога иноплеменников пронизывает, по существу, весь ветхозаветный нарратив: и Пятикнижие, и тексты Пророческих писаний, и Свод исторических и назидательных книг.
Разумеется, в нарративах Ветхого Завета очевидны и отзвуки архаического трибализма и этноцентризма. В этом смысле, Израиль – не исключение, но лишь подтверждение общих свойств архаических социумов, архаического принципа межплеменного соперничества и вражды. Но тем важнее повествования о мудрых иноплеменниках, порой превышавших своей праведностью и разумением самих израильтян (см., напр.: Притч 30:1-14; 31:1-9).
Вершина темы «мудрых варваров» в Ветхозаветном Каноне – мучительная, но одухотворяющая встреча бедуина Иова с Самим Всевышним. Сами вопрошания Иова о смысле человеческого страдания оказываются ценней и убедительней любых – и даже самых изощренных – теодицей или же обличений реальных или мнимых недостатков и ошибок человека.
На взгляд докладчика, эта библейская апология мудрых «варваров» отнюдь не противоречит базовой идее Ветхого и Нового Заветов о богоизбранности Древнего Израиля, о Божественном Плане, согласно которому в Аврааме и его потомках транслируется грядущее благословение Божие «всем племенам Земли (коль мишпахóт ха-Адамá)» (Быт 12:3).
Эта сложная библейская «диалектика» этнического и вселенского несет в себе множество культурно-исторических и богословских предпосылок.
Древний Израиль – довольно поздний пришелец в культурно-исторические ландшафты народов Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока, да к тому же еще и оказавшийся на разломах Евразийского и Африканского материков, на перепутьях разнообразных этнических, торговых, военных, имперских и духовных коммуникаций своего времени; это обстоятельство обусловило сложнейший характер этногенеза и культурного опыта древних израильтян.
Этим же обстоятельством отчасти подсказана и специфика национально-религиозного сознания древнеизраильских мыслителей и пророков: Израиль, со всеми трудностями и противоречиями его судеб, – не только и даже не столько народ-в-себе и народ-для-себя (если прибегнуть к терминам немецкой классической философии), сколько народ-для-Бога и для вселенского служения: «достояние, удел (нахалá)» Бога (Втор 9:29)…
Так что, на взгляд докладчика, постановка проблемы «мудрых варваров» в Ветхом Завете призвана пролить дополнительный свет на понимание Христогонического процесса в лоне дохристианского человечества.
Содержание лекции Евгения Борисовича было существенно дополнено в ходе ее обсуждения.
Ученый-гебраист Борис Евгеньевич Рашковский (Институт всеобщей истории Российской Академии наук) обратил внимание на необходимость соотнесения данных лекции с содержащимися в Синайском законодательстве требованиями гуманного и обоснованного глубиной личного опыта отношения к обездоленным мiра сего – иноплеменникам и рабам (см., напр., Втор 15:15: «помни, что и ты был рабом в земле Египта»). Игумен Арсений обратил внимание на речение одного из ранних израильских пророков: во грехе израильтяне ничем не лучше иных народов, на которых также распространяется забота Всевышнего: будь то эфиопы, филистимляне или арамеи (Амос 9:7)…
Во всяком случае, как показало это заседание семинара, интенсивное чтение библейских текстов приоткрывает нам всё новые и новые смысловые горизонты Вечной Книги: главной «кодовой» Книги человечества.