Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
  • Главная
  • Новости
  • О Библии
  • Святыня. Повстанцы. Сокровища. Обзор семинара «Вера, социальность, экономика периода Второго Храма»

Святыня. Повстанцы. Сокровища. Обзор семинара «Вера, социальность, экономика периода Второго Храма»

29 января 2024 г. состоялось первое в этом году заседание постоянно действующего при Российском Библейском обществе Научного библиологического семинара . Заседание было посвящено докладу ученого-археолога Игоря Валентиновича Михайлова «Эпоха падения Второго Храма: духовность, экономика, социальность» и дискуссии по докладу.

Обширный и великолепно отстроенный царем Иродом Великим Второй иерусалимский Храм оказался исторически обреченным. И пророчества о неотвратимой гибели Храма раздавались задолго до этого трагического события, произошедшего в летние дни 70 г. от РХ .

Почти за четыре десятка лет до этого события пророчествовал о разрушении Храма Господь Иисус Христос (Мф 23:37 – 24:1-13; Мк 13:1-2; Лк 21:5-11); об этой скорой эсхатологической катастрофе предупреждал и порвавший с повстанцами-зелотами реформатор древнего иудаизма Иоханан бен Заккаи (примерные даты жизни: 30-80 гг. от РХ), ученик великого Хиллеля и наставник «пяти мудрецов Израилевых».

По мысли И.В. Михайлова, бóльшая часть сокровищ Храма была заблаговременно и тайно вынесена частью храмового причта и спрятана за пределами Иерусалима. И мало того, что сокровища были столь надежно укрыты и всерьез не разысканы до сих пор : как полагает докладчик, представления римских завоевателей о богатствах Храма были преувеличены. Так что разочарование и ожесточение подавлявших Иудейское восстание солдат, не сумевших оправдать свои грабительские надежды, могли сказаться на их особой жестокости в отношении покоренного города и его Храма.

Самым значительным храмовым трофеем римского воинства оказалась священная Менора (семисвечник), запечатленная в рельефе римской триумфальной арки Тита. Римское изображение этой храмовой Меноры стало в середине прошлого века образцом для эмблемы Государства Израиль.

Но – так или иначе – вся земля этой страны насыщена артефактами – от первобытных времен до Британского мандата и войны за Независимость (1948 г.). Так что поиски легендарных сокровищ Храма, приводящие – рикошетом и вопреки всем трудностям технического и юридического порядка – к очередным открытиям, продолжаются. Хотя, возможно, общие представления о богатстве храмовых сокровищ, повторяем, «несколько преувеличены». И если таковые богатства действительно существовали, значительная их часть не могла не пойти на строительство, отделку, на каменный, металлический и деревянный декор, а также и на весьма накладное повседневное содержание Храма, варварски разрушенного в 70 г. от Рождества Христова.

____________________________

Научный руководитель Семинара – доктор исторических наук Евгений Борисович Рашковский, научный координатор – кандидат филологических наук Татьяна Александровна Прохорова.
Игорь Валентинович – автор монографии: Блюстители реликвий Второго Храма. Экономическая версия причин Иерусалимского восстания. – М.: Унив. им. Александра Меня, 2021. – 187 с., ил.
Согласно еврейскому лунно-солнечному календарю, это событие приходится на 9 ава.
Из наставлений р. Иоханана бен Заккаи:
«Если ты много изучал Закон,
не ставь себе это в заслугу,
ибо ради сего ты и сотворен в мiре» (Авот 2:8); подлинный же («добрый») путь жизни и познания, положенный, по существу, любому человеку, лежит через его «доброе сердце» (там же, 2:13). – «Наставления отцов» (Пиркей авот) / Пер. Е.Б. Рашковского // Народы Азии и Африки. М. 1990. № 2. С. 103-104.
И это – вопреки всем усилиям как академических, так и «черных» археологов.
Семисвечник в алтаре каждого привославного храма также знаменует преемственность Церкви Нового Завета по отношению к иерусалимскому Храму, с которым был неразрывно связан земной путь Христа: от Сретения до последних Его проповедей в начале Страстнóй седмицы.

                                                                                                                                                       Е. Рашковский
Новости по разделу
Поделиться:

Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017