Религиозная организация
Российское Библейское Общество
Перевод, издание и распространение Библии с 1813 года
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.
12+
12+
Единственный предмет Общества есть способствование к приведению в России в большее употребление Библии. Из Устава РБО 1813г.

«От обличения – к надежде»

26 декабря состоялось последнее в уходящем 2019 году заседание постоянно действующего при РБО научного Библейского семинара (руководители – доктор ист. наук Е.Б. Рашковский, научный сотрудник РБО Л.В. Маневич, секретарь – канд. филол. наук Т.А. Прохорова,). Заседание было посвящено презентации двух последних публикаций доктора богословия, профессора, представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархате Антиохийском и всего Востока игумена Арсения (Соколова)*.

Постоянное место работы о. игумена – в Сирии, в одной из «горячих точек» сегодняшнего мира.

Презентация была предварена лекцией игумена Арсения, посвященной феномену ветхозаветного пророчества.

По мысли о. Арсения, современная православная экзегеза ветхозаветных пророческих текстов опирается на три пласта истории библиологической мысли. Таковы:

     – еврейская комментаторская традиция,

     – традиция святоотеческих толкований Писания (из Отцов Церкви лишь один св. Иероним Стридонский работал с оригиналами на священном языке, все остальные работали с текстами Септуагинты),

     – достижения мировой и отечественной библейской науки.

В ряду пророков Ветхого Завета библейская наука особо выделяет наследие пророка Осии (Хошеа); наряду с пророком Амосом, он относится к числу первых пророков ветхозаветной письменности; далее, текст Осии, дошедший до нас едва ли в полном объеме – единственный памятник древнееврейской словесности, созданный на исчезнувшем северном диалекте священного языка.

По убеждению о. игумена, текст Второзакония также можно в известной мере отнести к пророческому кругу Ветхозаветных Писаний. Ибо значительная часть этой последней книги Пятикнижия представляет собой изложение вдохновенной прощальной речи Моисея перед народом накануне вступления в Святую Землю.

Как полагает о  Арсений, можно говорить о некоей сквозной смысловой структуре пророческих Писаний:

      – обличение духовной слабости и грехов среди народа,

     – Весть о Божием гневе против несправедливости, жестокости и развращенности среди людей, но одновременно – и о Его сострадании и милосердии к людям (хэсед – Ос 10:12),

     – Весть о надежде на прощение, исцеление и спасение Израиля, а через него и вместе с ним – всего человеческого рода.

Собственно, это и есть Весть о подспудном Христогоническом процессе в лоне древнего человечества. Ужé Своим сочувствием людям и ненавязчивой их поддержкой Сам Господь берет на Себя бремя наших страданий.

Лекция и новейшие экзегетические и переводческие публикации о. Арсения были с благодарностью и неослабным вниманием приняты аудиторией семинара. Слушатели высоко оценили творческий подход о. Арсения к истории библейской мысли, его богословскую, филологическую и историческую эрудицию.


*Игумен Арсений (Соколов). Книга пророка Осии. Комментарий. – М.: Познание, 2019. – 640 с.; Альберто Мелла. Иди и помни. Второзаконие: пророческое прочтение / Пер. с итал. игумена Арсения (Соколова). – Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2019. – 113 с.

Новости по разделу
Поделиться:

Политика конфиденциальности
© Религиозная организация «Российское Библейское
Общество». Все права защищены. 12+
Сделано в Mint Studio 2017