- Главная
- Новости
- О Библии
- Несистематическое богословие Достоевского: «Это разговор не столько о Боге, сколько с Богом»
Несистематическое богословие Достоевского: «Это разговор не столько о Боге, сколько с Богом»
«Богословие Достоевского» – так называется коллективная монография, которая была представлена 6 апреля в Культурном центре «Покровские ворота». Пять авторов освещали избранную тему с разных сторон, трое из них на вечере рассказали об особенностях богословия Достоевского, о том, как оно выражено в корпусе текстов писателя, как оно воспринималось католическими религиозными мыслителями ХХ века и о многом другом. Монография вышла в прошлом году в издательстве Института мировой литературы имени А. М. Горького при РАН, ответственный редактор и одна из авторов – Татьяна Касаткина, заведующая научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» ИМЛИ РАН, председатель комиссии по изучению творческого наследия Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН.
Авторы представили структуру монографии, которая начинается с Введения Т. Касаткиной и завершается ее же Постскриптумом. Первая часть «Богословие Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата в русской богословской и философской мысли XIX – XX вв.» написана Анастасией Гачевой. Вторая – «Богословие Достоевского: описание изнутри» принадлежит Т. Касаткиной. Татьяна Магарил-Ильяева работала над темой богословия в раннем творчестве Достоевского в 1830-х – 1840-х гг. Николай Подсокорский представляет в монографии исследование «Масонский след в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского в связи с богословием писателя», а Катерина Корбелла написала главу «Ф.М. Достоевский в католическом мире».
Сама тема «Богословие Достоевского» проблематична, еще недавно над такой постановкой темы многие даже смеялись, отметила Т. Касаткина. Почему? Вероятно, потому, что о богословии Достоевского нельзя говорить в общепринятом смысле, как о стройной системе. И авторы монографии не стремились систематизировать богословские прозрения Достоевского, считая это совершенно невозможным, потому что сам писатель «принципиально отказался от задачи систематизирования». По словам Касаткиной, как правило, «систематизированное богословие мы читаем как то, что имеет мало отношения к нашей жизни», а Достоевский менее всего хотел бы создавать «мертвые тома».
Характер богословия Достоевского иной: «Он говорит через себя и от себя – это разговор не столько о Боге, сколько с Богом». Касаткина пояснила: по мысли Достоевского, Бог находится «в самой последней глубине человека, и писатель идет далеко вглубь, до того слоя, в котором сам Бог обретается». Но люди «не привыкли заниматься такими раскопками внутри себя», и поэтому понятны разговоры о «жестоком таланте» Достоевского: «Он все делает для того, чтобы лишить нас возможности отстраниться от истин, которые предлагает раскрыть внутри самого себя,… чтобы мы не могли удовлетворяться «заёмной» земной мудростью». Вся структура текстов писателя нацелена «на выведение нас на эту дорогу ко Христу». Таким образом, богословие Достоевского «нацелено на преображение человека, на обретение нового зрения». В каком-то смысле чтение текстов Достоевского – это «способ себя проверить на взрослость», полагает Касаткина, так как «по идее, христианин – это самый взрослый человек в доступной нам вселенной». Разумеется, речь идет о тех, кто приходит в Церковь «не для того, чтобы сказали как жить, кого слушаться, чтобы примкнуть к стае, обеспечить возможность не думать, чтобы от всего занавешиваться и жить в своем хорошеньким маленьком стаде». Нет, «реальность – это язык, которым с нами Бог разговаривает», и «невозможно спастись, не взаимодействуя с реальностью». Поэтому у «взрослого христианина» только одна задача – не закрываясь от реальности, «он хочет обожения, следования за Христом, преображения». Об этом старается «высказаться весь» Достоевский, и понимание этого послания важно всегда, но в наши дни – особенно, отметила Касаткина.
Татьяна Магарил-Ильяева поделилась тем, что она обнаружила в раннем творчестве и эпистолярном наследии Достоевского. В восемнадцатилетнем возрасте он поделился с братом «желанием разгадать тайну человека» – и это желание не покидало его всю жизнь. По словам выступавшей, писатель разгадывал эту тайну, все более углубляясь в бездны сердца человека. Он писал: «Моя задача – через собственную ущербность, слепоту идти к Богу, который сокрыт. И это единственный способ быть человеком» (цитируется со слов М. Магарил-Ильяевой). «Формулировки его меняются, но по сути он всегда говорит об обретении Бога внутри себя», – считает исследовательница.
Итальянка Катерина Корбелла, сотрудница КЦ «Покровские ворота», рассказала о том, как воспринимается богословие Достоевского в католическом мире. Конечно, для католиков непросто «оценить истинное величие», понять всю глубину текстов Достоевского из-за незнания языка, православных обрядов, особенностей православной традиции, но «они христиане» – и это главный ключ к пониманию, отметила Корбелла. Она анализирует тексты таких известных авторов, как Романо Гуардини, кардинал Анри де Любак, Диво Барсотти, отец Луиджи Джуссани и отмечает «удивительное в истории католического восприятия Достоевского: практически все богословы, которые прикоснулись к Достоевскому, сразу же видели, что речь идет не только о словах, но об образах». И это самый конструктивный путь: как и русские коллеги, западные богословы не пытаются систематизировать богословие Достоевского, но ищут в текстах ключевые образы. «После того, как окунаешься в Достоевского, выходишь защищенным, потому что ты шел до конца этой тайны и видел в конце образ Божий», – так резюмировала исследовательница общее в открытиях разных богословов. Они «по-разному видят, как у Достоевского сияет этот образ», но все они уловили два самых важных послания Достоевского: что
Авторы представили структуру монографии, которая начинается с Введения Т. Касаткиной и завершается ее же Постскриптумом. Первая часть «Богословие Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата в русской богословской и философской мысли XIX – XX вв.» написана Анастасией Гачевой. Вторая – «Богословие Достоевского: описание изнутри» принадлежит Т. Касаткиной. Татьяна Магарил-Ильяева работала над темой богословия в раннем творчестве Достоевского в 1830-х – 1840-х гг. Николай Подсокорский представляет в монографии исследование «Масонский след в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского в связи с богословием писателя», а Катерина Корбелла написала главу «Ф.М. Достоевский в католическом мире».
Сама тема «Богословие Достоевского» проблематична, еще недавно над такой постановкой темы многие даже смеялись, отметила Т. Касаткина. Почему? Вероятно, потому, что о богословии Достоевского нельзя говорить в общепринятом смысле, как о стройной системе. И авторы монографии не стремились систематизировать богословские прозрения Достоевского, считая это совершенно невозможным, потому что сам писатель «принципиально отказался от задачи систематизирования». По словам Касаткиной, как правило, «систематизированное богословие мы читаем как то, что имеет мало отношения к нашей жизни», а Достоевский менее всего хотел бы создавать «мертвые тома».
Характер богословия Достоевского иной: «Он говорит через себя и от себя – это разговор не столько о Боге, сколько с Богом». Касаткина пояснила: по мысли Достоевского, Бог находится «в самой последней глубине человека, и писатель идет далеко вглубь, до того слоя, в котором сам Бог обретается». Но люди «не привыкли заниматься такими раскопками внутри себя», и поэтому понятны разговоры о «жестоком таланте» Достоевского: «Он все делает для того, чтобы лишить нас возможности отстраниться от истин, которые предлагает раскрыть внутри самого себя,… чтобы мы не могли удовлетворяться «заёмной» земной мудростью». Вся структура текстов писателя нацелена «на выведение нас на эту дорогу ко Христу». Таким образом, богословие Достоевского «нацелено на преображение человека, на обретение нового зрения». В каком-то смысле чтение текстов Достоевского – это «способ себя проверить на взрослость», полагает Касаткина, так как «по идее, христианин – это самый взрослый человек в доступной нам вселенной». Разумеется, речь идет о тех, кто приходит в Церковь «не для того, чтобы сказали как жить, кого слушаться, чтобы примкнуть к стае, обеспечить возможность не думать, чтобы от всего занавешиваться и жить в своем хорошеньким маленьком стаде». Нет, «реальность – это язык, которым с нами Бог разговаривает», и «невозможно спастись, не взаимодействуя с реальностью». Поэтому у «взрослого христианина» только одна задача – не закрываясь от реальности, «он хочет обожения, следования за Христом, преображения». Об этом старается «высказаться весь» Достоевский, и понимание этого послания важно всегда, но в наши дни – особенно, отметила Касаткина.
Татьяна Магарил-Ильяева поделилась тем, что она обнаружила в раннем творчестве и эпистолярном наследии Достоевского. В восемнадцатилетнем возрасте он поделился с братом «желанием разгадать тайну человека» – и это желание не покидало его всю жизнь. По словам выступавшей, писатель разгадывал эту тайну, все более углубляясь в бездны сердца человека. Он писал: «Моя задача – через собственную ущербность, слепоту идти к Богу, который сокрыт. И это единственный способ быть человеком» (цитируется со слов М. Магарил-Ильяевой). «Формулировки его меняются, но по сути он всегда говорит об обретении Бога внутри себя», – считает исследовательница.
Итальянка Катерина Корбелла, сотрудница КЦ «Покровские ворота», рассказала о том, как воспринимается богословие Достоевского в католическом мире. Конечно, для католиков непросто «оценить истинное величие», понять всю глубину текстов Достоевского из-за незнания языка, православных обрядов, особенностей православной традиции, но «они христиане» – и это главный ключ к пониманию, отметила Корбелла. Она анализирует тексты таких известных авторов, как Романо Гуардини, кардинал Анри де Любак, Диво Барсотти, отец Луиджи Джуссани и отмечает «удивительное в истории католического восприятия Достоевского: практически все богословы, которые прикоснулись к Достоевскому, сразу же видели, что речь идет не только о словах, но об образах». И это самый конструктивный путь: как и русские коллеги, западные богословы не пытаются систематизировать богословие Достоевского, но ищут в текстах ключевые образы. «После того, как окунаешься в Достоевского, выходишь защищенным, потому что ты шел до конца этой тайны и видел в конце образ Божий», – так резюмировала исследовательница общее в открытиях разных богословов. Они «по-разному видят, как у Достоевского сияет этот образ», но все они уловили два самых важных послания Достоевского: что
«вопрос о Боге» невозможно «удалить» из человека, из его души; и что, несмотря на «расчеловечивание» ХХ века, внутри человека неистребимо то, «что больше человеческого» и «что неотделимо от креста».Ответив на многочисленные вопросы участников презентации, авторы сообщили, что книга скоро будет выложена в открытом доступе на сайте журнала «Достоевский и мировая культура». С видеозаписью презентации можно ознакомиться на youtube-канале КЦ «Покровские ворота».
Новости по разделу
Поделиться:
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий