- Главная
- Новости
- О Библии
- Дни Творения. Обзор семинара «Библейская поэма Творения: структуры и смыслы»
Дни Творения. Обзор семинара «Библейская поэма Творения: структуры и смыслы»
15 декабря состоялось последнее в истекающем 2023 году заседание постоянно действующего при Российском Библейском обществе Научного семинара по библиологии. Заседание было посвящено докладу известного ученого-библеиста Владимира Владимировича Сорокина «Библейская поэма Творения: структуры и смыслы» и обсуждению доклада.
Владимир Владимирович предложил в своем докладе опыт интенсивного прочтения первых страниц Книги Бытия (1:1 – 2:3).
Исторически, создание текста этого библейского Пролога приходится на период Вавилонского пленения, когда часть древне-израильского народа – народа дотоле периферийного, крестьянского – оказалась заложницей великой империи Древнего Востока и ее древнейшего в мiре Мегаполиса 1. Этот шоковый духовно-исторический опыт и оказался, по мысли В.В. Сорокина, немаловажной предпосылкою глубоких догадок и созерцаний о Боге, о Вселенной, о человеке и его истории: откуда мiр? Откуда человек? Откуда зло?
Сами шесть условных дней Творения описываются по троичной сквозной схеме: творящее Слово – действие/процесс Творения – осмысление/одобрение сотворенного Самим Богом: «И увидел Бог, что это хорошо (כי טוב)»2.
А сам же процесс этого условного Шестоднева также строится по общей троичной схеме: космогенез3 – стадиальное становление живой природы = явление человека. На взгляд докладчика, эта троичная схема особо отчетливо проступает в описаниях Третьего и Шестого дней Творения. Как подчеркнул докладчик, еврейский глагол «творить» (ברא) содержит в себе намек на непрерывность, продолженность во времени процесса Творения 4.
В ходе оживленной дискуссии по докладу была обоснована идея смысловой открытости великих текстов (а уж библейских – тем паче). Тексты Слóва Божия не «покоятся» в далекой истории, но собеседуют с нами через историю, тем самым участвуя в продолжающемся Творении нашей-с-вами истории. Если угодно, – они прирастают смыслами в истории.
И это обстоятельство налагает на нас немалую ответственность. Мы призваны свободно и открыто собеседовать с животворящим Словом, одновременно избегая всякого рода произвола и отсебятины в толкованиях.
___________________________
Владимир Владимирович предложил в своем докладе опыт интенсивного прочтения первых страниц Книги Бытия (1:1 – 2:3).
Исторически, создание текста этого библейского Пролога приходится на период Вавилонского пленения, когда часть древне-израильского народа – народа дотоле периферийного, крестьянского – оказалась заложницей великой империи Древнего Востока и ее древнейшего в мiре Мегаполиса 1. Этот шоковый духовно-исторический опыт и оказался, по мысли В.В. Сорокина, немаловажной предпосылкою глубоких догадок и созерцаний о Боге, о Вселенной, о человеке и его истории: откуда мiр? Откуда человек? Откуда зло?
Сами шесть условных дней Творения описываются по троичной сквозной схеме: творящее Слово – действие/процесс Творения – осмысление/одобрение сотворенного Самим Богом: «И увидел Бог, что это хорошо (כי טוב)»2.
А сам же процесс этого условного Шестоднева также строится по общей троичной схеме: космогенез3 – стадиальное становление живой природы = явление человека. На взгляд докладчика, эта троичная схема особо отчетливо проступает в описаниях Третьего и Шестого дней Творения. Как подчеркнул докладчик, еврейский глагол «творить» (ברא) содержит в себе намек на непрерывность, продолженность во времени процесса Творения 4.
В ходе оживленной дискуссии по докладу была обоснована идея смысловой открытости великих текстов (а уж библейских – тем паче). Тексты Слóва Божия не «покоятся» в далекой истории, но собеседуют с нами через историю, тем самым участвуя в продолжающемся Творении нашей-с-вами истории. Если угодно, – они прирастают смыслами в истории.
И это обстоятельство налагает на нас немалую ответственность. Мы призваны свободно и открыто собеседовать с животворящим Словом, одновременно избегая всякого рода произвола и отсебятины в толкованиях.
___________________________
1 Не случайно израильские изгнанники создали первый в истории мiровой поэзии образец антиурбанистической лирики – Пс 55 (54):10-15.
2 В русском восприятии еврейское слово «тов» может быть истолковано полисемично: хорошо, благо, добро, прекрасно…
3 Понятие космогенеза встречается в греческом оригинале Великого покаянного канона св. Андрея Критского.
4 Эту мысль докладчика можно подкрепить и ссылкою на завершающую книгу христианского Библейского канона: «Се, творю всё новое» (Откр 21:5).
2 В русском восприятии еврейское слово «тов» может быть истолковано полисемично: хорошо, благо, добро, прекрасно…
3 Понятие космогенеза встречается в греческом оригинале Великого покаянного канона св. Андрея Критского.
4 Эту мысль докладчика можно подкрепить и ссылкою на завершающую книгу христианского Библейского канона: «Се, творю всё новое» (Откр 21:5).
Е. Рашковский
Новости по разделу
Поделиться:
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий