Чтó же есть человек?..
6 сентября, в самом начале 2019-2020 академического года, после летних каникул, возобновил работу постоянно действующий при Российском Библейском обществе Библейский семинар (основатель – доктор педагогических наук Е.Ю. Гениева, 1946-2016; научные руководители – доктор исторических наук Е.Б. Рашковский, научный сотрудник РБО Л.В. Маневич, секретарь – кандидат филологических наук Т.А. Прохорова). Первое в этом академическом году занятие Библейского семинара было посвящено лекции кандидата исторических наук Ольги Рудольфовны Астаповой «Чтó есть человек, что Ты помнишь его? (Пс 8:5): два взгляда на человека в иудаизме эпохи Второго Храма» и обсуждению лекции.
По существу, лекция и ее обсуждение были связаны с уяснением некоторых религиозно-философских предпосылок генезиса христианства в лоне иудаизма. В качестве источников своего исследования Ольга Рудольфовна привлекла не только собственно библейские тексты, но и материалы иудейской и раннехристианской апокрифики, а также сравнительных исследований по истории мировых религий.
В основу исследования О.Р. Астаповой легла трактовка библейской идеи о специфическом духовном статусе человека – существа, самочинно возжелавшего «стать как боги (кэ-элохим – Быт 3:5)», но всё же напоенного Божественным «дыханием жизни (нишмат хаййим – Быт 2:7)».
По мысли О.Р. Астаповой, сам этот парадоксальный духовный статус человека и смысла его истории оказался предметом множества трактовок в иудаизме эпохи Второго Храма. Ученые насчитывают порядка двадцати направлений в эллинистическом иудаизме; однако, по мнению докладчика, важная разделительная линия между этими направлениями связывалась с приоритетами двух возможных трактовок смысла человеческого существования. Трактовки же эти были, в принципе, таковы:
- Призвание человека – поиски благодатных путей возвращения и обретения своего утраченного Божественного статуса, своего «образа и подобия»;
- Призвание человека – неукоснительно исполнять, передавая из поколения в поколение, Божественные заповеди, данные в Синайском откровении, – вплоть до жизни будущего века.
Так что, по мнению О.Р. Астаповой, уже в эпоху Второго Храма наметились в ветхозаветном иудаизме предпосылки расхождения между христианством и иудаизмом раввинистическим. Сама библейская антиномия в трактовке человеческих судеб предсказала это будущее расхождение. Таким образом,
- христианская экзегеза стала настаивать на открытости человеческих судеб грядущему обóжению (теозису), возвещенному жизнью, служением, Крестной жертвой и Воскресением Иисуса Христа;
- раввинистическая же экзегеза продолжала настаивать на важности понимания радикальной трансцендентности Бога в отношении мира и человека.
Впрочем, как указывала докладчица и некоторые участники дискуссии, темы Божественной трансцендентности несомненно присутствуют и в христианской традиции, тогда как темы Божественного призвания человека – в традиции раввинистической. И так – сквозь века. Однако при трактовке проблемы важен учет различий и силы в акцентах этого духовного парадокса, столь важного для понимания библейского наследия и исторических судеб христианства.
К сожалению, недостаток времени не позволил обсудить вопрос о том, кáк этот парадокс трансцендентности Бога и высокого призвания человека повлиял на генезис и историю ислама – третьей религии библейского корня, однако взращенной не на прямых текстах Ветхого Завета, но на околобиблейской апокрифике.