- Главная
- О Библии
- Библейская история и археология
- Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст
Миссия святого апостола Павла в Эфесе: историко-археологический контекст
Говоря о миссионерской деятельности святого апостола Павла, нельзя не отметить, что особый интерес исследователей связан с реконструкцией историко-археологического контекста эпохи. В действительности же исследователи сталкивались с определенной проблемой при воссоздании этого самого контекста. Связано это с тем, что большинство авторов, описывая древние города, и в частности Эфес, сосредотачивали внимание лишь на самых значимых архитектурных сооружениях, не уделяя внимания особенностям всего города. При этом Священное Писание, в частности книга Деяний и Послания, тоже не дает исчерпывающих сведений об особенностях быта. Эти тексты содержат наиболее яркие эпизоды жизни этого великого миссионера. Данной проблеме уделялось крайне мало внимания, и лишь благодаря анализу ряда археологических сведений мы можем реконструировать особенности Эфесской церкви, а также представить, где и в каких условиях проходила миссия святого апостола Павла. В рамках нашей статьи мы подробно опишем места, в которых проходила проповедь апостола. При этом для того, чтобы подчеркнуть значимость историко-археологического контекста в деле реконструкции, в рамках статьи будет дан сначала анализ внутренних данных книг Нового Завета о миссионерской деятельности Павла, а затем будут рассмотрены исторические и археологические данные, на основании которых можно будет увидеть миссию апостола Павла более живо.
Следует отметить, что сам апостол Павел выбрал Эфес как центр миссии не случайно. Проанализировав послания святого апостола и книгу Деяний, мы можем выделить ряд причин. Главной причиной можно считать негативный опыт, имевший место в миссионерской деятельности апостола. Так, из Деяний мы узнаем, что апостол, занимаясь миссией, ставил первостепенной задачей проповедовать в максимальном количестве городов. Он часто переходил из города в город, оставляя основанные им общины без должного пастырского окормления. Естественно, из многих посланий апостола Павла, в частности из Послания к Галатам, Коринфянам, Фессалоникийцам, мы узнаем о тех печальных последствиях, к которым приводил уход Павла. Возможно, именно эти причины заставили Павла выбрать Эфес как место постоянного присутствия для того, чтобы в этом городе создать крепкую церковь.
Другая причина, по которой апостол выбрал Эфес для долгого присутствия, связана с территориальным расположением. Павел стремился найти место, из которого можно было бы легко поддерживать контакт с основанными церквями. Расположение Эфеса на карте Римской империи делало этот город удобным для миссионерских планов. Отсюда за счет развитой дорожной сети и морских путей можно было легко поддерживать связь с уже имеющимися общинами в других городах и провинциях. Эфес находился между Ахаией, Македонией и Галатией, где уже существовали церкви. При этом Эфес был митрополией с превосходной дорожной сетью и портом. Это открывало перед апостолом великолепные возможности для миссионерского служения.
В Эфесе Павел оказывается в 51 г. н. э. Именно в этот момент состоялось знакомство апостола с Акилой. Этот человек часто упоминается в посланиях апостола как его ближайший спутник. Книга Деяний сообщает нам о том, что апостол Павел от этого человека получает место для работы (Деян. 18:2-3). Вероятнее всего, Акила и его жена были предпринимателями, владельцами бизнеса. Предположительно, они занимались изготовлением и продажей тканей и палаток на центральном рынке Эфеса. Далее в статье мы подробно расскажем об этом.
* * *Как отмечалось ранее, недалеко от библиотеки Цельса археологи нашли просторное здание. В руинах этого здания археолог Экрем Акургал увидел надпись αὐδειτώριον[11]. Другой археолог, Колин Хамер, рассуждая об этой находке, говорит, что, возможно, этот термин являлся синонимом слову «училище», которое использовал апостол Лука в книге Деяний (Деян. 19:9). Археологи предполагают, что апостол мог проповедовать здесь в свободное от работы время. Учитывая особенности быта, можно предположить, что апостол занимался ремесленнической деятельностью до полудня, после чего шел проповедовать, используя с этой целью аудиторию в описанном училище[12]. Однако, как в случае с ремесленнической деятельностью, существует и альтернативная версия. Сторонником этой версии можно считать Г. Концельмана. Этот исследователь говорит о том, что общины, основанные апостолом Павлом, представляли собой нечто сродни философской школе или философскому течению. Говоря об общине Эфеса, автор говорит, что здесь у Павла была обустроена целая школа, работавшая на постоянной основе и имевшая своих учителей. Основателем этой школы мог быть сам апостол Павел[13].
* * *
В заключение в двух словах скажем об эфесской общине и о том, где происходили основные молитвенные встречи первых христиан. Поскольку о самой общине крайне мало сведений, уместно прибегнуть к сравнению. Так, Эфес как крупный портовый город, центр провинции, может быть идентичен Коринфу. Исходя из этого делается предположение о том, что и общины Коринфа и Эфеса могли быть схожи как размером, так и составом. Прибегая к этой логике, современный библеист, священник В. Зегнун отмечает ряд особенностей общины. В первую очередь он говорит о том, что общины были обособлены и состояли преимущественно из христиан-эллинов и небольшого количества иудеохристиан. Также можно отметить, что среди членов общины встречались богатые и знатные жители городов, граждане Римской империи. Однако несмотря на это большинство людей в общине принадлежали к низшему социальному сословию, не исключено, что в общину входили и вовсе бесправные рабы. Наконец, можно предположить, что в общине было много женщин, так как положение женщин в провинции Малая Азия было относительно свободным[15]. Во главе общины обычно ставились зрелые и почтенные люди. Община управлялась коллегией пресвитеров, выполнявших не только религиозные обряды, но также занимавшихся решением бытовых вопросов. Говоря об иерархии, можно предположить, что организация не была четкой, ввиду этого мы не располагаем четкими должностными терминами. Основание для подобных предположений дает сама книга Деяний Апостольских. Так, в Деян. 20:17 и 20:28 одни и те же люди названы τους Πρεσβυτέρους и επισκόπους[16]. Говоря о церкви в Эфесе как об общественной организации, необходимо отметить параллели между организацией христианских общин и античных союзов.
Христианам, конечно, необходимо было где-то собираться для совершения евхаристии и молитвы. И здесь есть несколько версий. Так, христиане могли собираться в домах более богатых членов общины. Именно отсюда появляется термин «домашняя церковь». Предполагается, что, будучи ремесленниками, большинство членов общины, вероятнее всего, жили в рыночных лавках, расположенных на агоре, о чем мы говорили выше. И именно поэтому они пользовались домами богатых патронов. По другой версии предполагается, что христиане могли снимать комнаты в домах-хостелах — многоэтажных инсулах. Такое жилье представляло собой простые, небольшие, отделенные друг от друга комнаты. Подобные дома располагались на параллельных улицах Куретов. На данный момент археологами в Эфесе найден и изучен ряд домов, которые могли использоваться христианами в качестве мест встречи и молитвы[17]. В отличие от помещений-хостелов частные дома были оборудованы куда лучше, там даже имелось несколько отапливаемых помещений и проточная вода. Кроме того, внутри жилищ находились колодцы и резервуары для сбора дождевой воды. Это гарантировало наличие воды для бытовых целей в случае неисправности городского водопровода. Отвод использованной воды осуществлялся по системе городских стоков, проходящих под землей.
Подводя итог, отметим несколько моментов. Во-первых, большинство мест, связанных с миссией апостола Павла в Эфесе, можно определить хотя бы приблизительно. Во-вторых, имеются различные версии касательно миссии в Эфесе. Эти версии в целом дополняют повествование книги Деяний. В-третьих, говоря о самой Эфесской церкви, следует заметить, что, несмотря на отсутствие точных данных о количестве верующих христиан Эфеса, можно предположить, что их вряд ли их было больше, чем, например, в Коринфе. При этом количество христиан Коринфа — около сорока-пятидесяти человек.
Щербаков Иван Трофимович
Читать статью полностью