- Главная
- О Библии
- О книгах Библии
- Письмо евреям
Письмо евреям
Адресаты письма
Неизвестно, кому адресован этот текст. Привычное для нас «евреям» появилось в рукописях не сразу, а примерно в III веке, в самом же тексте ни разу не встречается. Письмо не затрагивает ни проблему исполнения дел Закона, ни проблемы обрезания, соблюдения субботы и пищевых запретов — то есть всего того, что могло бы волновать евреев. Видимо, это название можно объяснить тем, что автор — единственный среди писателей Нового Завета — сосредоточился на темах храмового культа, иерусалимского священства и ветхозаветной символики. И читатели его письма, вероятно, тоже должны были хорошо разбираться во всех этих вопросах, иначе смысл послания остался бы для них темен. Было даже высказано предположение, что адресат письма — христианская община, состоявшая главным образом из священников Иерусалимского храма. Но написано оно на греческом, и, кроме того, из него видно, что автор хорошо знаком с некоторыми идеями платоновской философии.
Причины написания письма
Из письма мы знаем об адресатах то, что они стали христианами уже давно, что какое-то время тому назад они подверглись гонениям. Они сострадают братьям, брошенным в тюрьму, проявляют щедрость. Но автор предупреждает, что вскоре их ждут более серьезные гонения. В этом и состоит главная цель написания письма. У общины есть и специфические духовные проблемы: они уже давно должны были бы достигнуть зрелости и стать учителями для других христиан, но не двигаются вперед, проявляя духовную лень. Поэтому им угрожает потеря веры в Христа, что грозит вечной гибелью. Это письмо увещевает и предостерегает их.
Авторство и особенности письма
Достоверных данных об авторе письма нет. Но еще в древности на этот счет высказывались разные предположения. Так, Тертуллиан считал, что его написал Варнава, другие полагали, что его автор — Лука, Климент Римский или апостол Павел. Но ни одно из предположений не выглядело бесспорным.
К примеру, даже те, кто считал автором Павла, обращали внимание на многочисленные отличия. Павел всегда начинал письма с указания своего имени и имени адресатов. Но в письме к евреям такое начало отсутствует. Очень значительны различия в стиле. Риторическая торжественность, прекрасный греческий язык, тщательная отделка фраз, продуманность структуры, спокойный, сдержанный тон — все это резко отличается от речи Павла с ее страстным тоном, резкой сменой тем, восклицаниями и риторическими вопросами. Лучше всего об авторе письма высказался Ориген: «Кто на самом деле написал его, знает один Бог».
Но постепенно все споры были забыты, и в Церкви утвердилось мнение, что письмо написано апостолом Павлом. Вероятно, потому, что в конце письма упомянут Тимофей, а так звали его близкого помощника и сотрудника. Это мнение не подвергалось сомнению вплоть до Реформации. Современные толкователи полагают, что разумнее всего согласиться с Оригеном.
В течение долгого времени письмо помещали то после Послания к римлянам, то после Послания к галатам, то перед Пастырскими письмами. В конце концов оно стало завершать собой Павлов канон. И это несомненное свидетельство того, что Древняя Церковь имела сомнения относительно авторства Павла. Ведь в изданиях Нового Завета его пи́сьма расположены в соответствии с объемом — от самого длинного к самому короткому. Письмо к евреям нарушает этот принцип. Достаточно длинное, оно стоит после письма Филимону — самого короткого из писем апостола.
У письма были проблемы с вхождением в канон. В то время как Восточная Церковь приняла его довольно рано, хотя и не единогласно, в Западной Церкви оно очень долго оспаривалось. Письмо вошло в канон лишь в V веке с именем Павла как автора.
Письмо евреям — уникальный текст в Новом Завете. Его жанр трудно определить. Традиционно его называют письмом, но в нем нет зачина, характерного для писем, хотя и обычная для писем концовка. Сложность вопросов, которые рассматривает автор, его бесстрастная манера и наукообразный стиль заставляют некоторых ученых видеть в Письме евреям богословский трактат. Другие же полагают, что перед нами длинная проповедь или даже собрание нескольких проповедей на разные темы, например о субботнем покое, о Мелхиседеке, о библейских героях веры. Иначе трудно понять утверждение автора, что его послание «короткое» (13:22).
Содержание письма
Сам автор называет это письмо письмом ободрения. Христос выше всего сущего: Он неизмеримо выше ангелов, выше Моисея, выше земных священников и первосвященников. Все прежние жертвы, приносившиеся в Храме с целью очистить людей от греха, имели временный и преходящий характер. С приходом Христа Храм и жертвоприношения потеряли смысл, потому что Христос стал истинным Первосвященником и истинной Жертвой, которая была совершена раз и навсегда и больше не будет повторена. Христос на земле не мог бы стать даже простым священником, потому что Он происходит не из рода Аарона. Но Его священство подобно священству Мелхиседека — загадочной ветхозаветной личности. Мелхиседек был царем и священником, благословившим Авраама, и ему Авраам уплатил десятину. В междузаветное время в лице Мелхиседека видели небесного посланца, олицетворение Божьего Слова и, вероятно, отождествляли его с грядущим Помазанником. Для автора письма Христос после смерти и воскресения стал небесным Первосвященником в небесном святилище.
Христос также действовал в Священном Писании Ветхого Завета, в Нем осуществились все его пророчества, именно Он вводит людей в обещанное Богом место отдыха.
Все это означает, что христиане должны крепко держаться веры, продвигаться в ней, не отступая и не впадая в духовную спячку, потому что им теперь невозможно надеяться на принесение жертвы для очищения грехов. Позиция автора — самая жесткая в Новом Завете: «Ведь если люди некогда пришли к свету, и вкусили небесного дара, и на себе испытали доброту Божьего слова и духовные силы грядущего века, но затем отпали, их уже невозможно заново привести к раскаянию, потому что они — себе во вред — распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище».
Автор перечисляет множество ветхозаветных персонажей, подвижников веры, которые должны служить христианам образцами для подражания.
Время и место написания
Многие полагают, что письмо написано до 70 года, когда был разрушен Иерусалимский храм, потому что автор не упоминает об этом событии. Но есть также мнение, что оно относится к позднему времени, однако написано раньше 96 года, потому что в этом году оно было процитировано Климентом Римским. Место написания неизвестно.
Структура письма
Письмо состоит из 13 глав. Автор начинает письмо введением, посвященным доказательству того, что Сын Божий есть совершенное откровение Бога. Иисус превосходит ангелов, хотя и был короткое время ниже ангелов, чтобы принять искупительную смерть за людей. Далее автор доказывает, что Иисус выше Моисея и Иисуса Навина. Только Он вводит людей в место обещанного Богом отдыха (глл. 1–3). В центре письма стоит тема первосвященства Иисуса, которое выше земного священства и подобно священству Мелхиседека. Теме Мелихиседека посвящены главы 5–7. Далее описывается, в чем именно служение Иисуса и небесное святилище превосходят служение земных священников и земной Храм с его преходящими жертвами. Это главная тема глав 8–10-й. 11-я глава представляет собой длинный перечень имен ветхозаветных подвижников веры. В завершающей части письма (глл. 12–13) автор призывает читателей сделать выводы из всего вышесказанного, быть верными и стойкими и заканчивает письмо советами и наставлениями, а также приветами.
Содержание книги
Введение: откровение Христа выше предыдущих откровений (1:1-2).
Христос выше ангелов (1:3–2:18).
Христос выше Моисея и Иисуса Навина (3:1–4:13).
Священство Христа выше земного священства (4:14–7:28).
Священническое служение Христа и превосходство Договора, заключенного через Него (8:1–9:22).
Жертва Христа выше земных жертв (9:23–10:18).
Призыв к верности и стойкости (10:19–12:29).
Заключительные наставления (13:1-19).
Завершение письма (13:20-25).
Неизвестно, кому адресован этот текст. Привычное для нас «евреям» появилось в рукописях не сразу, а примерно в III веке, в самом же тексте ни разу не встречается. Письмо не затрагивает ни проблему исполнения дел Закона, ни проблемы обрезания, соблюдения субботы и пищевых запретов — то есть всего того, что могло бы волновать евреев. Видимо, это название можно объяснить тем, что автор — единственный среди писателей Нового Завета — сосредоточился на темах храмового культа, иерусалимского священства и ветхозаветной символики. И читатели его письма, вероятно, тоже должны были хорошо разбираться во всех этих вопросах, иначе смысл послания остался бы для них темен. Было даже высказано предположение, что адресат письма — христианская община, состоявшая главным образом из священников Иерусалимского храма. Но написано оно на греческом, и, кроме того, из него видно, что автор хорошо знаком с некоторыми идеями платоновской философии.
Причины написания письма
Из письма мы знаем об адресатах то, что они стали христианами уже давно, что какое-то время тому назад они подверглись гонениям. Они сострадают братьям, брошенным в тюрьму, проявляют щедрость. Но автор предупреждает, что вскоре их ждут более серьезные гонения. В этом и состоит главная цель написания письма. У общины есть и специфические духовные проблемы: они уже давно должны были бы достигнуть зрелости и стать учителями для других христиан, но не двигаются вперед, проявляя духовную лень. Поэтому им угрожает потеря веры в Христа, что грозит вечной гибелью. Это письмо увещевает и предостерегает их.
Авторство и особенности письма
Достоверных данных об авторе письма нет. Но еще в древности на этот счет высказывались разные предположения. Так, Тертуллиан считал, что его написал Варнава, другие полагали, что его автор — Лука, Климент Римский или апостол Павел. Но ни одно из предположений не выглядело бесспорным.
К примеру, даже те, кто считал автором Павла, обращали внимание на многочисленные отличия. Павел всегда начинал письма с указания своего имени и имени адресатов. Но в письме к евреям такое начало отсутствует. Очень значительны различия в стиле. Риторическая торжественность, прекрасный греческий язык, тщательная отделка фраз, продуманность структуры, спокойный, сдержанный тон — все это резко отличается от речи Павла с ее страстным тоном, резкой сменой тем, восклицаниями и риторическими вопросами. Лучше всего об авторе письма высказался Ориген: «Кто на самом деле написал его, знает один Бог».
Но постепенно все споры были забыты, и в Церкви утвердилось мнение, что письмо написано апостолом Павлом. Вероятно, потому, что в конце письма упомянут Тимофей, а так звали его близкого помощника и сотрудника. Это мнение не подвергалось сомнению вплоть до Реформации. Современные толкователи полагают, что разумнее всего согласиться с Оригеном.
В течение долгого времени письмо помещали то после Послания к римлянам, то после Послания к галатам, то перед Пастырскими письмами. В конце концов оно стало завершать собой Павлов канон. И это несомненное свидетельство того, что Древняя Церковь имела сомнения относительно авторства Павла. Ведь в изданиях Нового Завета его пи́сьма расположены в соответствии с объемом — от самого длинного к самому короткому. Письмо к евреям нарушает этот принцип. Достаточно длинное, оно стоит после письма Филимону — самого короткого из писем апостола.
У письма были проблемы с вхождением в канон. В то время как Восточная Церковь приняла его довольно рано, хотя и не единогласно, в Западной Церкви оно очень долго оспаривалось. Письмо вошло в канон лишь в V веке с именем Павла как автора.
Письмо евреям — уникальный текст в Новом Завете. Его жанр трудно определить. Традиционно его называют письмом, но в нем нет зачина, характерного для писем, хотя и обычная для писем концовка. Сложность вопросов, которые рассматривает автор, его бесстрастная манера и наукообразный стиль заставляют некоторых ученых видеть в Письме евреям богословский трактат. Другие же полагают, что перед нами длинная проповедь или даже собрание нескольких проповедей на разные темы, например о субботнем покое, о Мелхиседеке, о библейских героях веры. Иначе трудно понять утверждение автора, что его послание «короткое» (13:22).
Содержание письма
Сам автор называет это письмо письмом ободрения. Христос выше всего сущего: Он неизмеримо выше ангелов, выше Моисея, выше земных священников и первосвященников. Все прежние жертвы, приносившиеся в Храме с целью очистить людей от греха, имели временный и преходящий характер. С приходом Христа Храм и жертвоприношения потеряли смысл, потому что Христос стал истинным Первосвященником и истинной Жертвой, которая была совершена раз и навсегда и больше не будет повторена. Христос на земле не мог бы стать даже простым священником, потому что Он происходит не из рода Аарона. Но Его священство подобно священству Мелхиседека — загадочной ветхозаветной личности. Мелхиседек был царем и священником, благословившим Авраама, и ему Авраам уплатил десятину. В междузаветное время в лице Мелхиседека видели небесного посланца, олицетворение Божьего Слова и, вероятно, отождествляли его с грядущим Помазанником. Для автора письма Христос после смерти и воскресения стал небесным Первосвященником в небесном святилище.
Христос также действовал в Священном Писании Ветхого Завета, в Нем осуществились все его пророчества, именно Он вводит людей в обещанное Богом место отдыха.
Все это означает, что христиане должны крепко держаться веры, продвигаться в ней, не отступая и не впадая в духовную спячку, потому что им теперь невозможно надеяться на принесение жертвы для очищения грехов. Позиция автора — самая жесткая в Новом Завете: «Ведь если люди некогда пришли к свету, и вкусили небесного дара, и на себе испытали доброту Божьего слова и духовные силы грядущего века, но затем отпали, их уже невозможно заново привести к раскаянию, потому что они — себе во вред — распинают Божьего Сына и выставляют Его на посмешище».
Автор перечисляет множество ветхозаветных персонажей, подвижников веры, которые должны служить христианам образцами для подражания.
Время и место написания
Многие полагают, что письмо написано до 70 года, когда был разрушен Иерусалимский храм, потому что автор не упоминает об этом событии. Но есть также мнение, что оно относится к позднему времени, однако написано раньше 96 года, потому что в этом году оно было процитировано Климентом Римским. Место написания неизвестно.
Структура письма
Письмо состоит из 13 глав. Автор начинает письмо введением, посвященным доказательству того, что Сын Божий есть совершенное откровение Бога. Иисус превосходит ангелов, хотя и был короткое время ниже ангелов, чтобы принять искупительную смерть за людей. Далее автор доказывает, что Иисус выше Моисея и Иисуса Навина. Только Он вводит людей в место обещанного Богом отдыха (глл. 1–3). В центре письма стоит тема первосвященства Иисуса, которое выше земного священства и подобно священству Мелхиседека. Теме Мелихиседека посвящены главы 5–7. Далее описывается, в чем именно служение Иисуса и небесное святилище превосходят служение земных священников и земной Храм с его преходящими жертвами. Это главная тема глав 8–10-й. 11-я глава представляет собой длинный перечень имен ветхозаветных подвижников веры. В завершающей части письма (глл. 12–13) автор призывает читателей сделать выводы из всего вышесказанного, быть верными и стойкими и заканчивает письмо советами и наставлениями, а также приветами.
Содержание книги
Введение: откровение Христа выше предыдущих откровений (1:1-2).
Христос выше ангелов (1:3–2:18).
Христос выше Моисея и Иисуса Навина (3:1–4:13).
Священство Христа выше земного священства (4:14–7:28).
Священническое служение Христа и превосходство Договора, заключенного через Него (8:1–9:22).
Жертва Христа выше земных жертв (9:23–10:18).
Призыв к верности и стойкости (10:19–12:29).
Заключительные наставления (13:1-19).
Завершение письма (13:20-25).
Поделиться: