- Главная
- О Библии
- О книгах Библии
- Евангелие от Иоанна
Евангелие от Иоанна
Автор
Имя автора в Евангелии не упоминается. Церковное предание утверждает, что это Иоанн, сын Зеведея. Из синоптических Евангелий известно, что он принадлежал к тем ученикам, которых Иисус призвал в числе первых. Он также входил в более узкий круг особенно близких и доверенных друзей Иисуса (Петр, Иаков и Иоанн) и присутствовал при важнейших событиях. Древнее предание называет Иоанна любимым учеником Иисуса и автором 4-го Евангелия, хотя в нем Иоанн ни разу не назван по имени. Из Деяний апостолов известно, что он и дальше играл важную роль в Церкви, был постоянным спутником Петра. Апостол Павел называет Иоанна одним из столпов Церкви. Предание также считает, что ему принадлежат Письма Иоанна 1–3 и Откровение. Правда, еще в древние времена авторство Иоанна иногда подвергалось сомнению.
Время и место написания
Согласно преданию, Иоанн умер в преклонном возрасте, дожив до начала правления императора Траяна, и в конце жизни написал Евангелие, предназначенное для церквей Малой Азии. Таким образом, это Евангелие было написано позже всех остальных, вероятно, в конце I в. н. э., в 90–100 гг. Эта датировка подтверждается находкой фрагмента папируса (так называемого папируса Райлендса), относящегося к началу II в. По преданию, местом написания Евангелия является Эфес. О позднем характере Евангелия говорит и его развитое богословие — так называемая высокая христология.
Особенности Евангелия
Всякого, кто открывает это Евангелие, уже прочитав три других, не может не поразить их несходство. Иоанн описывает три года служения Иисуса, причем в основном в Иерусалиме и Иудее, а не в Галилее. В 4-м Евангелии нет многих важных событий первых трех Евангелий (например, воскрешения дочери Иаира, Преображения, Гефсиманской молитвы, установительных евхаристических слов), но присутствуют совершенно другие, которых нет у синоптиков (Матфея, Марка и Луки).
Некоторые же события (очищение Иерусалимского храма, последняя трапеза) происходят в другое время. Из всех чудес, совершенных Иисусом, лишь два (умножение хлеба и хождение по воде) совпадают с синоптическими, причем Иоанн ни разу не упоминает о том, что Иисус изгонял нечистых духов. Всех чудес (в Евангелии они называются знаками) восемь, и они в высшей степени знаменательны, так как каждое из них представляется прорывом Божьей реальности в земной мир.
Высказывались догадки, что евангелист стремился дополнить синоптиков, или же он хотел исправить их, или в его распоряжении были другие предания.
Иоанн начинает свой рассказ не с рождения Иисуса, у него время действия — вечность, место — Вселенная, а Иисус — это Логос, Слово Бога. Ни у кого из авторов Нового Завета не сказано так ясно и определенно о Божественности и предсуществовании Иисуса: Он был изначально, был с Богом, был Бог, через Него все сотворено, Он был жизнью и светом для мира, Он явил Божью Славу, Он явил Отца, как никто до Него. Образ Иисуса величав — Он Царь, Он пришел из вечности, от Отца. Он приходит в Свои владения как Царь, пусть и инкогнито, и завершает Свое земное пребывание, возносясь на Престол, которым является Крест, с торжествующим криком победителя: «Свершилось!»
У Иоанна и стиль другой: вместо коротких и ярких притч, поэтических сравнений и метафор, афоризмов, поговорок и загадок Иисус говорит длинными речами, с многочисленными повторами, с логикой, не всегда привычной для современного читателя: не прямолинейной, последовательной, но спиралевидной. Речи эти торжественны, и медлительный стиль литургичен. Иисус говорит в них о Себе — это самооткровение Божества.
В этом Евангелии теряется эсхатологическая напряженность, характерная для синоптиков и ранних писем Павла. Суд, с одной стороны, еще будет, но он уже происходит — здесь и теперь. Тот, кто видел Иисуса и поверил, уже перешел от смерти к жизни. Царство уже наступило в лице Иисуса. Поверившие в Иисуса — уже в Царстве, они пребывают в Иисусе, как и Он в них.
Евангелие написано в другой исторической обстановке, когда христианство выделяется из иудаизма и становится новой религией. Евангелие было призвано укрепить веру тех христиан, которые были вынуждены порвать с религией отцов. Кроме того, в это время появляются многочисленные ереси, отрицающие реальность воплощения и воскресения Иисуса. Поэтому еще одна цель написания Евангелия — полемическая: оно призвано укрепить веру и победить заблуждения.
Структура книги
Евангелие состоит из 21 главы. Несмотря на отличия, композиция Евангелия в основном следует синоптической: здесь также события начинаются с Иоанна Крестителя и заканчиваются смертью и воскресением Иисуса. После величественного пролога следует повествование о Его не очень продолжительном служении в Галилее. А затем действие окончательно переносится в Иерусалим и Иудею. Важную роль играет рассказ о пребывании Иисуса на праздниках Шалашей и Обновления Храма, где происходят ожесточенные споры о личности Иисуса (глл. 7–10). Почти половину Евангелия занимают события последних дней Иисуса. Главы 13–17 — это рассказ о последней трапезе, почти полностью состоящий из речей Иисуса, в которых Он учит Своих учеников. Вершиной Евангелия является Крест — главное событие Его спасительной деятельности во исполнение воли Отца. 21-я глава, в которой рассказывается о явлении воскресшего Иисуса в Галилее, отличается по языку и стилю и, по мнению большинства ученых, принадлежит друзьям и последователям «любимого ученика» и написана после его смерти.
Содержание книги
Пролог (1:1-18).
Начало служения Иисуса (1:19-51).
Служение Иисуса в Галилее, в Самарии и в Иерусалиме (2:1–7:9).
Служение в Иерусалиме и в его окрестностях (7:10–12:50).
Последние дни Иисуса в Иерусалиме (13:1–18:11).
Страдания и смерть Иисуса (18:12–19:42).
Воскресение Иисуса (гл. 20).
Эпилог (гл. 21).
Имя автора в Евангелии не упоминается. Церковное предание утверждает, что это Иоанн, сын Зеведея. Из синоптических Евангелий известно, что он принадлежал к тем ученикам, которых Иисус призвал в числе первых. Он также входил в более узкий круг особенно близких и доверенных друзей Иисуса (Петр, Иаков и Иоанн) и присутствовал при важнейших событиях. Древнее предание называет Иоанна любимым учеником Иисуса и автором 4-го Евангелия, хотя в нем Иоанн ни разу не назван по имени. Из Деяний апостолов известно, что он и дальше играл важную роль в Церкви, был постоянным спутником Петра. Апостол Павел называет Иоанна одним из столпов Церкви. Предание также считает, что ему принадлежат Письма Иоанна 1–3 и Откровение. Правда, еще в древние времена авторство Иоанна иногда подвергалось сомнению.
Время и место написания
Согласно преданию, Иоанн умер в преклонном возрасте, дожив до начала правления императора Траяна, и в конце жизни написал Евангелие, предназначенное для церквей Малой Азии. Таким образом, это Евангелие было написано позже всех остальных, вероятно, в конце I в. н. э., в 90–100 гг. Эта датировка подтверждается находкой фрагмента папируса (так называемого папируса Райлендса), относящегося к началу II в. По преданию, местом написания Евангелия является Эфес. О позднем характере Евангелия говорит и его развитое богословие — так называемая высокая христология.
Особенности Евангелия
Всякого, кто открывает это Евангелие, уже прочитав три других, не может не поразить их несходство. Иоанн описывает три года служения Иисуса, причем в основном в Иерусалиме и Иудее, а не в Галилее. В 4-м Евангелии нет многих важных событий первых трех Евангелий (например, воскрешения дочери Иаира, Преображения, Гефсиманской молитвы, установительных евхаристических слов), но присутствуют совершенно другие, которых нет у синоптиков (Матфея, Марка и Луки).
Некоторые же события (очищение Иерусалимского храма, последняя трапеза) происходят в другое время. Из всех чудес, совершенных Иисусом, лишь два (умножение хлеба и хождение по воде) совпадают с синоптическими, причем Иоанн ни разу не упоминает о том, что Иисус изгонял нечистых духов. Всех чудес (в Евангелии они называются знаками) восемь, и они в высшей степени знаменательны, так как каждое из них представляется прорывом Божьей реальности в земной мир.
Высказывались догадки, что евангелист стремился дополнить синоптиков, или же он хотел исправить их, или в его распоряжении были другие предания.
Иоанн начинает свой рассказ не с рождения Иисуса, у него время действия — вечность, место — Вселенная, а Иисус — это Логос, Слово Бога. Ни у кого из авторов Нового Завета не сказано так ясно и определенно о Божественности и предсуществовании Иисуса: Он был изначально, был с Богом, был Бог, через Него все сотворено, Он был жизнью и светом для мира, Он явил Божью Славу, Он явил Отца, как никто до Него. Образ Иисуса величав — Он Царь, Он пришел из вечности, от Отца. Он приходит в Свои владения как Царь, пусть и инкогнито, и завершает Свое земное пребывание, возносясь на Престол, которым является Крест, с торжествующим криком победителя: «Свершилось!»
У Иоанна и стиль другой: вместо коротких и ярких притч, поэтических сравнений и метафор, афоризмов, поговорок и загадок Иисус говорит длинными речами, с многочисленными повторами, с логикой, не всегда привычной для современного читателя: не прямолинейной, последовательной, но спиралевидной. Речи эти торжественны, и медлительный стиль литургичен. Иисус говорит в них о Себе — это самооткровение Божества.
В этом Евангелии теряется эсхатологическая напряженность, характерная для синоптиков и ранних писем Павла. Суд, с одной стороны, еще будет, но он уже происходит — здесь и теперь. Тот, кто видел Иисуса и поверил, уже перешел от смерти к жизни. Царство уже наступило в лице Иисуса. Поверившие в Иисуса — уже в Царстве, они пребывают в Иисусе, как и Он в них.
Евангелие написано в другой исторической обстановке, когда христианство выделяется из иудаизма и становится новой религией. Евангелие было призвано укрепить веру тех христиан, которые были вынуждены порвать с религией отцов. Кроме того, в это время появляются многочисленные ереси, отрицающие реальность воплощения и воскресения Иисуса. Поэтому еще одна цель написания Евангелия — полемическая: оно призвано укрепить веру и победить заблуждения.
Структура книги
Евангелие состоит из 21 главы. Несмотря на отличия, композиция Евангелия в основном следует синоптической: здесь также события начинаются с Иоанна Крестителя и заканчиваются смертью и воскресением Иисуса. После величественного пролога следует повествование о Его не очень продолжительном служении в Галилее. А затем действие окончательно переносится в Иерусалим и Иудею. Важную роль играет рассказ о пребывании Иисуса на праздниках Шалашей и Обновления Храма, где происходят ожесточенные споры о личности Иисуса (глл. 7–10). Почти половину Евангелия занимают события последних дней Иисуса. Главы 13–17 — это рассказ о последней трапезе, почти полностью состоящий из речей Иисуса, в которых Он учит Своих учеников. Вершиной Евангелия является Крест — главное событие Его спасительной деятельности во исполнение воли Отца. 21-я глава, в которой рассказывается о явлении воскресшего Иисуса в Галилее, отличается по языку и стилю и, по мнению большинства ученых, принадлежит друзьям и последователям «любимого ученика» и написана после его смерти.
Содержание книги
Пролог (1:1-18).
Начало служения Иисуса (1:19-51).
Служение Иисуса в Галилее, в Самарии и в Иерусалиме (2:1–7:9).
Служение в Иерусалиме и в его окрестностях (7:10–12:50).
Последние дни Иисуса в Иерусалиме (13:1–18:11).
Страдания и смерть Иисуса (18:12–19:42).
Воскресение Иисуса (гл. 20).
Эпилог (гл. 21).
Поделиться: