- Главная
- О Библии
- О книгах Библии
- Евангелие от Марка.
Евангелие от Марка.
Автор
В тексте Евангелия не упоминается имя автора, но предания сообщают, что Евангелие было написано Марком — спутником и переводчиком апостола Петра. Принято считать, что это Иоанн Марк, уроженец Иерусалима, о котором упоминается в Деяниях апостолов, а также в некоторых письмах Павла и Петра. Но это может быть и какой-то иной христианин, из других источников нам не известный. Ведь римское имя Марк в те времена было одним из самых распространенных. Несомненно, евангелист принадлежал ко второму или третьему поколению христиан, он не был из числа тех, кто сопровождал Иисуса во время Его земной жизни, и не был очевидцем евангельских событий.
Время и место написания
Целый ряд признаков указывает на древнейший характер этого Евангелия, вероятно послужившего одним из письменных источников для других синоптических Евангелий («синоптическими» исследователи Нового Завета называют Евангелия от Марка, Матфея и Луки, содержание которых во многом совпадает). Согласно одним преданиям, оно было написано в Риме при жизни Петра, другие же утверждают, что Марк записал его после смерти апостола (64 г.), примерно в 65–70 гг. Евангелие было предназначено для христиан из бывших язычников, не знавших арамейского языка. Поэтому Марк, который чаще других евангелистов приводит арамейские слова Иисуса, всегда переводит их, а также объясняет своим читателям еврейские обычаи.
Особенности Евангелия
Второе Евангелие — самое короткое, но в нем больше всего живых деталей и интересных подробностей. Хотя оно, по мнению большинства современных библеистов, наиболее древнее, оно долгое время пользовалось меньшей популярностью по сравнению с Евангелием от Матфея и в течение веков даже считалось его сокращенной версией. Вероятно, это можно объяснить тем, что почти все оно входит в Евангелие от Матфея. Кроме того, в нем почти полностью отсутствует вероучительный материал, а стиль его, лишенный изящества и отделки, скорее разговорный, чем литературный.
В отличие от Матфея и Луки, Марк не рассказывает о рождении Иисуса, а начинает повествование с Иоанна Крестителя и появления Иисуса на реке Иордан. В центре его книги стоят дела Христа. Евангелист чаще говорит о реакции слушателей, чем о содержании речей Иисуса. Его повествование развивается стремительно. Иисус — не странствующий проповедник, но Воитель, ведущий бой со злом. Недаром в Евангелии так часто рассказывается об изгнании нечистых духов. Но самое большое внимание Марк уделяет страданиям и смерти Иисуса — этим событиям посвящена треть книги. Вероятно, это объясняется тем, что Евангелие писалось в годы, когда каждый день проливалась кровь христианских мучеников, — в годы страшных гонений Нерона. Марк писал Евангелие для гонимых, укрепляя их примером страдающего Служителя Господня, смерть которого была искупительной жертвой за грехи людей. Иисус был Сыном Бога не вопреки Своей смерти, но благодаря ей. Недаром это Евангелие часто называют Евангелием Креста.
В повествовании Марка апостолы часто не понимают Иисуса и Он подвергает их резкой критике. Евангелист не скрывает человеческих чувств Спасителя: Он печалится, негодует, проявляет нетерпение, упрекает учеников и людей в толпе, испытывает ужас и тоску перед смертью. Не желая, чтобы люди неверно поняли характер Его мессианства, Иисус скрывает то, что Он Помазанник, и запрещает Своим ученикам рассказывать об этом. Но в конце Евангелия, во время допроса у первосвященника Он открыто называет себя Помазанником и Сыном человеческим, который будет судить мир.
Структура книги
Евангелие состоит из 16 глав. В нем выделяются две части: служение Иисуса в Галилее до исповедания Петра у Кесарии Филипповой и Его путь навстречу страданиям после этого исповедания. Пока апостолы не ответили на вопрос, который они часто задавали себе: «Кто такой Иисус?» — Он не учил их отдельно от толпы. Но после того, как Петр от имени остальных апостолов открыто признал Иисуса Помазанником, Иисус сообщил им о необходимости Своей смерти и начал их учить. Начал готовить их к тому, чтобы они смогли исполнить свое предназначение в то время, когда Его с ними не будет. Евангелие начинается коротким прологом, в котором повествуется о подготовке Иисуса к служению, и завершается эпилогом, рассказывающим о воскресении Иисуса и о Его явлениях ученикам. Но текст Марка обрывается на 16:8. Следующий далее эпилог сильно отличается от предшествующего текста по стилю и словарю, и это дает основания предположить, что автор эпилога — не Марк. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что во всех древнейших греческих рукописях этого Евангелия отсутствуют стихи 16:9-20. Существует также так называемый Краткий эпилог, который встречается в некоторых рукописях.
Содержание книги
Пролог: начало Радостной Вести (1:1-13).
Служение Иисуса в Галилее (1:14–9:50).
Путь в Иерусалим (гл. 10).
Пребывание в Иерусалиме (глл. 11–13).
Последние часы Иисуса с учениками (14:1-52).
Страдания и смерть Иисуса (14:53–15:47).
Воскресение Иисуса (16:1-8).
[Краткий эпилог (16:9-10)].
Пространный эпилог (16:9-20).
В тексте Евангелия не упоминается имя автора, но предания сообщают, что Евангелие было написано Марком — спутником и переводчиком апостола Петра. Принято считать, что это Иоанн Марк, уроженец Иерусалима, о котором упоминается в Деяниях апостолов, а также в некоторых письмах Павла и Петра. Но это может быть и какой-то иной христианин, из других источников нам не известный. Ведь римское имя Марк в те времена было одним из самых распространенных. Несомненно, евангелист принадлежал ко второму или третьему поколению христиан, он не был из числа тех, кто сопровождал Иисуса во время Его земной жизни, и не был очевидцем евангельских событий.
Время и место написания
Целый ряд признаков указывает на древнейший характер этого Евангелия, вероятно послужившего одним из письменных источников для других синоптических Евангелий («синоптическими» исследователи Нового Завета называют Евангелия от Марка, Матфея и Луки, содержание которых во многом совпадает). Согласно одним преданиям, оно было написано в Риме при жизни Петра, другие же утверждают, что Марк записал его после смерти апостола (64 г.), примерно в 65–70 гг. Евангелие было предназначено для христиан из бывших язычников, не знавших арамейского языка. Поэтому Марк, который чаще других евангелистов приводит арамейские слова Иисуса, всегда переводит их, а также объясняет своим читателям еврейские обычаи.
Особенности Евангелия
Второе Евангелие — самое короткое, но в нем больше всего живых деталей и интересных подробностей. Хотя оно, по мнению большинства современных библеистов, наиболее древнее, оно долгое время пользовалось меньшей популярностью по сравнению с Евангелием от Матфея и в течение веков даже считалось его сокращенной версией. Вероятно, это можно объяснить тем, что почти все оно входит в Евангелие от Матфея. Кроме того, в нем почти полностью отсутствует вероучительный материал, а стиль его, лишенный изящества и отделки, скорее разговорный, чем литературный.
В отличие от Матфея и Луки, Марк не рассказывает о рождении Иисуса, а начинает повествование с Иоанна Крестителя и появления Иисуса на реке Иордан. В центре его книги стоят дела Христа. Евангелист чаще говорит о реакции слушателей, чем о содержании речей Иисуса. Его повествование развивается стремительно. Иисус — не странствующий проповедник, но Воитель, ведущий бой со злом. Недаром в Евангелии так часто рассказывается об изгнании нечистых духов. Но самое большое внимание Марк уделяет страданиям и смерти Иисуса — этим событиям посвящена треть книги. Вероятно, это объясняется тем, что Евангелие писалось в годы, когда каждый день проливалась кровь христианских мучеников, — в годы страшных гонений Нерона. Марк писал Евангелие для гонимых, укрепляя их примером страдающего Служителя Господня, смерть которого была искупительной жертвой за грехи людей. Иисус был Сыном Бога не вопреки Своей смерти, но благодаря ей. Недаром это Евангелие часто называют Евангелием Креста.
В повествовании Марка апостолы часто не понимают Иисуса и Он подвергает их резкой критике. Евангелист не скрывает человеческих чувств Спасителя: Он печалится, негодует, проявляет нетерпение, упрекает учеников и людей в толпе, испытывает ужас и тоску перед смертью. Не желая, чтобы люди неверно поняли характер Его мессианства, Иисус скрывает то, что Он Помазанник, и запрещает Своим ученикам рассказывать об этом. Но в конце Евангелия, во время допроса у первосвященника Он открыто называет себя Помазанником и Сыном человеческим, который будет судить мир.
Структура книги
Евангелие состоит из 16 глав. В нем выделяются две части: служение Иисуса в Галилее до исповедания Петра у Кесарии Филипповой и Его путь навстречу страданиям после этого исповедания. Пока апостолы не ответили на вопрос, который они часто задавали себе: «Кто такой Иисус?» — Он не учил их отдельно от толпы. Но после того, как Петр от имени остальных апостолов открыто признал Иисуса Помазанником, Иисус сообщил им о необходимости Своей смерти и начал их учить. Начал готовить их к тому, чтобы они смогли исполнить свое предназначение в то время, когда Его с ними не будет. Евангелие начинается коротким прологом, в котором повествуется о подготовке Иисуса к служению, и завершается эпилогом, рассказывающим о воскресении Иисуса и о Его явлениях ученикам. Но текст Марка обрывается на 16:8. Следующий далее эпилог сильно отличается от предшествующего текста по стилю и словарю, и это дает основания предположить, что автор эпилога — не Марк. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что во всех древнейших греческих рукописях этого Евангелия отсутствуют стихи 16:9-20. Существует также так называемый Краткий эпилог, который встречается в некоторых рукописях.
Содержание книги
Пролог: начало Радостной Вести (1:1-13).
Служение Иисуса в Галилее (1:14–9:50).
Путь в Иерусалим (гл. 10).
Пребывание в Иерусалиме (глл. 11–13).
Последние часы Иисуса с учениками (14:1-52).
Страдания и смерть Иисуса (14:53–15:47).
Воскресение Иисуса (16:1-8).
[Краткий эпилог (16:9-10)].
Пространный эпилог (16:9-20).
Поделиться: